Офтоп
Никита Лихачёв

Сергей Шнуров: «Два года вперёд можно ничего не выпускать, только хорошо выучить “На Лабутенах”»

26 января завершается первый сезон программы «КультТура» на «Матч ТВ» — первой программы о спорте, одним из ведущих которой является музыкант и лидер «Ленинграда» Сергей Шнуров. Соведущий Шнурова и главный редактор Sports.ru Юрий Дудь, известный выдающимися интервью со спортсменами, поговорил со своим коллегой по «КультТуре» обо всём — от клипа про лабутены и бизнеса до попыток завязать со вредными привычками.

Сергей Шнуров, Евгений Савин и Юрий Дудь

Про футбол

По словам Шнурова, согласиться принять участие в программе на «Матч ТВ» его убедили его коллеги по шоу «КультТура» — сам Дудь и бывший футболист пермского «Амкара» Евгений Савин.

Подумал: свежие люди, свежие… мыслями я это назвать не могу… свежий темперамент. Ну и вообще приходится так или иначе напрягаться. Я люблю себя ставить в условия, когда ты должен что-то сделать в определенное время. Иначе совсем расхолаживает. При моей жизни можно совсем себя разбаловать.

При этом самим футболом Шнуров уже не увлекается так, как раньше, во времена выхода песен «Оле-оле» и «Нужен гол». Кроме того, любимая команда — петербургский «Зенит» — перестала его интересовать, а смотреть матчи на стадионе мешают другие зрители, докучающие музыканту просьбами о совместной фотографии.

Потом я перестал видеть в этом дворовую команду – болеть я стал именно за такую. Потом пришёл «Газпром», и это стала корпоративная команда. Всерьёз верить в корпорацию? Я не протестант, чтобы корпорацию любить больше, чем родину.

Дворовая команда — это питерские пацаны, на стадионе, дай Бог, две тысячи человек, все друг друга знают. Это было как бабушкины носки, что-то сделанное своими руками. Handmade. […]

А, ещё на стадион стало ходить неудобно, когда у всех в телефонах появились фотокамеры. Раньше редкий идиот брал с собой на стадион фотоаппарат или авторучку — ну, максимум пара человек. А сейчас появилось это, сука, селфи. Раньше, чтобы сфотографировать, надо было кого-то просить, были какие-то препятствия. Сейчас препятствий — никаких. И любое посещение массовых мероприятий у меня заканчивается масштабной фотосессией.

О клипе «Экспонат»

Большинство клипов «Ленинграда» снимались под руководством креативного продюсера Дмитрия Муравьёва. Для нескольких последних работ, включая «Экспонат», он привлёк режиссёра Анну Пармас.

Шнуров не принимал участия в продумывании истории клипа и видеоряда, а такого успеха ролика (18 миллионов просмотров за две недели) не ожидал.

Не ожидал. Почему? Этому никогда нет объяснений. Я никогда не делал ставку на «WWW», мне казалось, что песня – шутка, говно, ни о чём. А она стала карточкой группы. То же с «Лабутенами»: сегодня на репетиции я объявил, что два года вперёд можно ***** [ничего] не выпускать; выучить хорошо играть «На Лабутенах» — и этого будет достаточно.

Сергей Шнуров, лидер «Ленинграда»

По мнению музыканта, нет ничего зазорного в выборе примитивного сюжета ролика «Девушка собирается на свидание», которого Дудь называет «невероятным баяном».

Любая тема — баян. Любая. В этой жизни не меняется ничего со времен прихода Иисуса Христа. Все темы, которые трогают, не побоюсь этого слова, вечные. И вот если ты с помощью грязного пальца с неподстриженными ногтями пытаешься тыкнуть и попадаешь в эту вечность — это и есть самое что ни на есть удовольствие.

Сергей Шнуров, лидер «Ленинграда»

Про алкоголь и курение

Шнуров — известный алкоголик, и никогда не стеснялся в этом признаваться, в том числе в творчестве (см. песню «Алкоголик и придурок»). Дудь вспомнил, что в 2003 году он даже давал интервью в Донецке украинским журналистам, лёжа пьяным в постели в номере отеля (осторожно, в ролике демонстрируются половые органы и много мата).

Фото @shnurovs

Однако с недавних пор он стал пить меньше, а от курения и вовсе пытается отказаться из-за проблем со здоровьем.

[Сказал себе «Заканчиваю»,] когда мне это стало реально мешать. Организм стал давать сбои, алкоголь перестал приносить совершенную радость. Я набухивался, подходил к той самой границе, за которой бездна и провал, замирал, покачиваясь, и отходил назад. Но в последнее время я стал понимать: подхожу — и меня уже тянет в эту бездну. В такие моменты ты выбираешь: ты или живешь ещё чуть-чуть, или ********* [полетишь] в бездну.

Я и сейчас люблю выпить. Но делаю это нечасто. […]

У меня дырки в лёгких, надо сворачивать и эту привязанность. Мне жалко. Я люблю курить, обожаю.

О массовом искусстве

В 2013 году Шнуров рассказывал, что с удовольствием смотрит клипы Die Antwoord, а больше его «ничего не впечатляло». Однако сейчас он называет их предсказуемыми.

Зато лидер «Ленинграда» похвалил Макса Коржа как явление, при этом не наблюдая ничего особенного в певице Полине Гагариной, занявшей второе место на «Евровидении» в 2015 году.

Мне уже давно ничего не нравится. Как явление Макс Корж это было ёмко, современно, мелодично и, что не хватает многим из нас, просто. Когда просто — это самое сложное. Сложнее всего сделать простое. […]

Вот есть Елена Ваенга — она ******** [отличная]. Ты посмотри её выступления — это абсолютное попадание в свою целевую аудиторию. Эта та самая женщина, которая входит в горящую избу. Полина не из горящей избы. А Ваенга — абсолютно русский типаж, она идёт этому ландшафту. Когда ты едешь по трассе Москва — Петербург и видишь эти покошенные избушки, ну какая там Полина Гагарина? Ваенга там играет! […]

Я люблю диковинку. Я с таким восторгом вспоминаю группу «Комбинация». Потому что было понятно, что это отсюда, что это сделано здесь. Или «А я сяду в кабриолет» — ну это ж ****** [кошмар], где ещё такое есть? А таких, как Полина Гагарина, полмира. В каждой стране мира есть Полина Гагарина. А вот «А я сяду в кабриолет» — нет. А теперь и здесь нет.

Рекомендуем интервью к прочтению целиком.