Офтоп
Вадим Елистратов

Новый порядок: почему будущее за алгоритмическим, а не хронологическим формированием лент в соцсетях

6 февраля СМИ распространили информацию о том, что Twitter начал тестировать алгоритмический способ формирования ленты взамен привычному хронологическому. Новость имела эффект разорвавшей бомбы: пользователи практически сразу принялись хоронить популярный сервис.

Однако 10 февраля Twitter всё же запустил спорную функцию, но сделал её опциональной.

По этому поводу шеф-редактор TJ объясняет, в чём сила алгоритмических лент и почему они рано или поздно могут стать основным стандартом во всех популярных соцсетях.

Когда Facebook отказался от хронологической ленты, многие российские пользователи демонстративно перестали заходить в эту соцсеть. Они крутили пальцем у виска и прочили детищу Марка Цукерберга скорую смерть.

Однако начало 2016 года показало, что они ошибались. Число пользователей Фейсбука достигло 1,59 миллиарда, он побил даже самые смелые ожидания по прибыли в четвёртом квартале 2015-го, а также приготовился забрать корону главного видеосервиса планеты у YouTube.

В 2016 году ролики с Супербоула на Фейсбуке посмотрели почти столько же раз, сколько на YouTube

Однако с появлением первых слухов о готовности Twitter пойти путём Facebook, в сети появилась масса мрачных пророчеств о судьбе компании Джека Дорси — точно таких же, как когда-то писались про детище Цукерберга.

И это при том, что сервис микроблогов уже давно топчется на месте, а стоимость его акций в феврале достигла исторического минимума.

Последнее, что нужно сейчас слушать руководству Twitter, так это требования «не убирать стену» и оставить всё как есть.

Если проанализировать «видовой состав» критиков алгоритмической ленты в Твиттере, то можно заметить, что они находятся в самой верхней и самой нижней прослойке его аудитории: это те, кто пользуются сервисом максимально активно и те, кто им почти не пользуется.

И тех, и других объединяет один важный нюанс: они имеют возможность читать хронологическую ленту целиком.

Активные пользователи Твиттера (например, редакторы TJ) проводят много времени перед монитором. Сервис для них важен прежде всего как оперативно обновляющийся и реагирующий на все заметные события источник информации.

А самым пассивным просто не нужны никакие сложности: они хотят потреблять контент от «А» до «Я», не пропуская ни единой записи.

Алгоритмические ленты придумали для пользователей, которые находятся где-то посередине между этими крайностями.

Занятые — но активные в соцсетях — люди могут пропускать в день тысячи записей, выхватывая из ленты лишь сотню случайных. И Facebook пытается сделать так, чтобы эта сотня была максимально полезной и релевантной.

Безусловно, алгоритм Фейсбука не совершенен и постоянно подвергается критике. Это сложный непрозрачный механизм, который каким-то образом принимает решения о том, что именно интересно пользователям.

Тем не менее даже в существующем виде алгоритм Facebook — это лучше, чем ежедневная трата нескольких часов жизни на чтение тысяч записей или обрывочное их изучение. Тем более, что большинство записей, которые мы пропускаем через себя в поисках чего-то важного — бесполезный информационный шум.

Алгоритмическое формирование ленты идёт на пользу не только потребителям контента, но и его производителям.

Если во «ВКонтакте» лайк — это всего лишь переключение счётчика, то в Фейсбуке — это тонкая настройка своих предпочтений.

Благодаря алгоритмической ленте записи в соцсети Марка Цукерберга не исчезают из поля зрения спустя несколько часов. По-настоящему хорошие или просто очень популярные посты в ней могут тиражироваться в течение нескольких дней, добиваясь максимального охвата. Успеха может добиться как какой-нибудь ролик, так и стена текста.

Кроме того, алгоритмическая лента выгодна СМИ и рекламодателям. Многие издания вынуждены публиковать в Твиттере важные новости по несколько раз, чтобы их смогли увидеть все читатели.

Тогда как рекламодатели не готовы тратить огромные суммы на продвижение записей, которые «смоет» другими твитами, пока представитель целевой аудитории отошёл в туалет. А это в свою очередь идёт во вред Twitter.

За кураторством — машинным или ручным — определённо будущее. Контента становится так много, что люди уже физически не способны успевать читать, смотреть и слушать всё, что им кажется интересным.

Фильтрование информации — это целая индустрия. Люди всё чаще готовы платить деньги за то, чтобы кто-то за них проходил игры, смотрел фильмы и сериалы, а затем советовал лучшие. То же самое необходимо и для записей в соцсетях.

Алгоритмическое формирование ленты уже доказало свою эффективность на примере Фейсбука, и команда Цукерберга непрерывно занимается его совершенствованием, делая акцент на новостных заметках и ликвидируя «кликбейты» и жёлтые заголовки.

Твиттер сегодня несомненно сделал шаг в верном направлении, пусть он и вряд ли когда-то сможет оказаться от хронологической ленты полностью. Сервисом каждый день пользуются сотни тысяч журналистов, которым важно держать «руку на пульсе», наблюдая за тем, как главные новости дня рождаются у них буквально на глазах.

Однако одними журналистами сыт не будешь, и Джеку Дорси, по-видимому, придётся научиться сидеть на двух стульях, чтобы сохранить уникальность своего детища, одновременно сделав его ещё более доступным и полезным для широких масс.