Офтоп
Александр Фаст

Твари дрожащие или правообладатели?

Многие из нас наслышаны о западной правовой политике в отношении интеллектуальной собственности. Правообладатели безжалостно выпиливают любой контент с торрент-трекеров и прочих ресурсов, предоставляющих бесплатный доступ к информации. Более того, попробуйте, например, в Германии выложить что-нибудь куда-нибудь и посмотрите в окно. Будьте уверены — за вами уже приехали.

В последнее время подобное практикуют и отечественные правообладатели. Все чаще и чаще, зайдя на Рутрекер и ВКонтакте, можно увидеть знакомую до боли надпись, которая в переводе с русского на русский означает "вы не сможете посмотреть свой любимый сериал, потому что мы забрали у вас право сделать это бесплатно".

Однако у европейского или американского потребителя в конечном счете есть выход: заплатить условные $8,99 и радоваться новым фильмам и сериалам в HD-качестве благодаря сервисам наподобие Netflix. Эти сервисы предоставляют доступ к миллионам наименований, при этом свежие эпизоды появляются в течение считанных часов после выхода.

Но что же в России? А ничего. В отличие от своих западных коллег, руководствующихся принципом "потребитель диктует условия", отечественные правообладатели чаще всего считают, что "мы — это закон". И к сожалению, когда государство состоит из людей, совершенно не компетентных в зоне авторского права или наоборот, слишком заинтересованных в информационном закрепощении, данное утверждение превращается в правду.

Отечественный правообладатель стремится не доставить контент до потребителя в наиболее удобной до последнего форме, а заработать как можно больше денег. Как результат, на отечественных порталах трудно найти свежий контент в том случае, если он выпадает из категории шок-популярности. Что это значит?

Зайдите на ivi.ru, один из крупнейших онлайн-кинотеатров России, и попробуйте найти последние серии Игры Престолов. Поверьте, это не составит труда. Но попробуйте найти Симпсонов или Гриффинов. В данном случае стоит говорить не столько о скорости обновления контента, сколько об отсутствии целых категорий. При этом группы ВКонтакте, содержащие данные шоу, упорно зачищаются с выходом каждого нового эпизода.

Но имеют ли они право это делать? С точки зрения закона имеют, а с точки зрения морали? Ведь если на Западе правообладатель требует удалять неправомерно размещенный контент, то он в ответ в кратчайшее время предоставляет пользователю площадку с тем же самым контентом в наилучшем качестве. А у нас?

Сколько должно пройти времени прежде чем российский пользователь получит новую серию умеренно популярного ситкома в адекватном переводе? Как показывает практика — прилично. Возьмем в качестве примера тех же самых Симпсонов. Единственной в России площадкой, легально транслирующей данный сериал, является телеканал 2х2. Однако там за свежие серии очень часто выдаются прошлогодние, а то и гораздо более старые выпуски. И это не разовый пример, это стабильная тенденция среди большинства российских распространителей контента. Потребителя обманывают, а цель обмана — банальная нажива.

Так кто же все-таки должен диктовать условия рынка? Имеет ли пользователь право на "восстание" против нарушителя его интересов? Разве должен бизнес быть превыше конечного потребителя?