Офтоп
Никита Лихачёв

Технореволюция на ускоренной перемотке: повесть-игра «Убивая время со скоростью света»

В 2014 году разработчик Джон Кейн (John Kane) из Сиднея выпустил в рамках хакатона Antholojam игру под названием «Killing Time at Lightspeed» («Убивая время со скоростью света») — симулятора чтения соцсетей в процессе межгалактического полёта на скорости, близкой к световой. В её веб-версию на английском языке можно поиграть на сайте Antholojam.

В конце 2015 года, после массы одобрительных отзывов в профильных блогах, Кейн пообещал выпустить улучшенную версию игры для платформы Steam. Однако и без того «Killing Time at Lightspeed» (KTAL) — реалистичный памятник технологическому будущему Земли, предпосылки которого её обитатели всё чаще встречают последние несколько лет.

По сюжету игры, герой KTAL отправляется в 2042 году в межгалактический полёт на корабле. Причины и цель путешествия неясны: понятно только то, что поездка займёт по земными меркам около 29 лет, а для пассажиров пройдёт всего около получаса.

При этом во время полёта устройство корабля позволяет не только свободно перемещаться по салону, но и проверять соцсеть и читать новости с Земли. Есть только одна проблема: при каждом обновлении ленты на родной планете героя проходит несколько лет, и всё меняется с устрашающей скоростью.

Изменить игрок ничего не может: игра скорее напоминает интерактивную повесть, в которой в зависимости от вариантов ответа на сообщения читатель может лишь более чётко сформировать своё отношение к происходящему. С другой стороны, интерактивность формата — обновляющаяся лента соцсети FriendPage плюс заголовки новостей Skimmit — показывает быстротечность жизни.

Как предполагает автор KTAL, в 2042 году станет распространённым устройство под названием Ocular: некий шлем позволяет записывать происходящее вокруг и затем наслаждаться воспоминаниями. Первоначально отношение общества к ним такое же, как и к очкам Google Glass: часть людей испытывает отвращение от носителей светящихся синим светом шлемов, которые могут записывать их действия без предупреждения.

Спустя считанные годы хакеры сумеют взломать Ocular, и огромное количество приватных видео окажется общедоступными. «С другой стороны, тысячи пользователей узнали, что такое шифрование», — комментирует один из виртуальных друзей героя: предположительно, отсылка к массовой утечке фотографий из iCloud.

Параллельно развивается тренд на биомеханику — модификацию тела при помощи высокотехнологичных имплантов. Начавшись как возможность заменить утраченные конечности при помощи протезов, движение заходит очень далеко: механизированные части тела дают способности сродни оружию, и общество начинает задумываться, не должны ли такие протезы сертифицироваться подобным образом.

В какой-то момент у некоторых из сторонников биомеханики количество заменённых частей тела превышает массу живой плоти. Общество задаётся новым вопросом: в какой момент такого человека нужно перестать считать человеком?

Ситуацию разрешают радикально: принимают особый закон, приравнивающий машины и человека. Комментарии FriendPage начинают пестрить шутками вроде «И что, теперь мой компьютер владеет моей мышкой?» и «Боюсь выбрасывать тостер, вдруг он меня засудит», а в соцсети начинают регистрироваться сами роботы, которых можно добавить в друзья.

Чем дальше в будущее, тем депрессивнее становятся сообщения пользователей FriendPage. Борьба за права «синтов» вызывает волну протестов, некоторых полиция арестовывает за распространения запрещённых видео с Ocular, иные, похоже, просто умирают.

Нам уже известны подобные популярные концепции, вроде борьбы человекоподобных «синтов» и людей, озвученных в Fallout 4, однако всех их объединяет одна проблема: они кажутся запредельно далёкими. Бытует мнение, что в мире, где в популярных смартфонах год от года cущественно изменяется лишь толщина корпуса, подобное будущее не может наступить в одночасье.

«Killing Time at Lightspeed» показывает ближайшую историю в быстрой перемотке: как на самом деле короток путь от очков Google Glass и протезов рук до вооющего с людьми искусственного интеллекта. Печально лишь то, что для подобного опыта приходится ощутить эффект из фильма «Интерстеллар» — и потерять почти всех близких, пусть и виртуальных.