Офтоп
Никита Лихачёв

Чемезов назвал «большой ошибкой» нежелание Андерссона импортозамещать детали «АвтоВАЗа»

Бу Андерссон

Глава «Ростеха» Сергей Чемезов рассказал в интервью ТАСС, что использование зарубежных комплектующих на «АвтоВАЗе» было «большой ошибкой» гендиректора автопроизводителя Бу Андерссона.

Его положительное влияние на компанию заключается в том, что он обновил линейку производимых автомобилей. Но заделы на создание этих моделей были сделаны предыдущей командой Игоря Комарова. Они запускали и X-Ray и Vesta. Андерссон запустил модели в серию.

Однако его большая ошибка в том, что он не стал активнее работать с российскими поставщиками комплектующих. Он пошёл по самому легкому пути — заключил договоры с поставщиками Renault и Nissan, где есть отлаженная система производства и поставок.

Андерссон считает, что у российских поставщиков плохое качество продукции, но я ему всегда говорил — с ними нужно работать и заставлять работать их самих, помогать им привлекать тех же иностранных партнеров для создания в России совместных производств. Это будет интересно и для иностранных производителей в РФ — покупать качественную продукцию за рубли.

Сергей Чемезов, глава «Ростеха»

По мнению Чемезова, именно закупки комплектующих за рубежом привели к большой доле убытков «АвтоВАЗа».

Такие комплектующие можно было бы импортировать, получая при этом выгоду. Но он не прислушался к моим советам и в результате кончилось тем, что сегодня мы имеем убытки на «АвтоВАЗе» в 75 миллиардов рублей. А серьёзная доля этого убытка вызвана закупками комплектующих.

Сергей Чемезов, глава «Ростеха»

4 марта в «Ростехе» подтвердили, что ожидают увольнение Андерссона с поста гендиректора «АвтоВАЗа». Решение должно быть принято на следующем заседании совета директоров, однако его дата пока не назначена.

В интервью Wall Street Journal Чемезов заявил, что сокращения на предприятии вызвали волнения в Тольятти в 2015 году: «Я говорил ему несколько раз, чтобы он был осторожнее, но он не понимает».

5 марта советник президента «АвтоВАЗа» Алексей Агуреев сравнил Андрессона с полководцем Барклаем-де-Толли. По мнению Агуреева, Барклай-де-Толли был автором стратегии затягивания Наполеона вглубь России, но не получил поддержки, а Кутузов, которого назначили на его место, продолжил делать то же самое.

Андерссон решил огромное число проблем, с которыми сталкивался «АвтоВАЗ»: поставщики, модельный ряд, качество, трудовая дисциплина, отношение к работе. И, что очень важно, очень многих граждан России всего за два года смог убедить в том, что «Лада» — снова машина. Решил или начал решать весь этот комплекс проблем, а до него о них все знали, но игнорировали. Тот, кто Андерссона сменит (а это, конечно же, будет грамотный руководитель — в обратном не заинтересован никто) доведёт до победы то, что начал Борис Иванович (он же — Бу Инге).

Почему такая параллель? Да потому что оба — иностранцы (о национальности Барклая историки расходятся во мнении, но то, что он из варягов не оспаривает, вроде бы, никто), потому что обоим пришлось отступать (перед войсками и гением Наполеона тогда и перед политическими и экономическими кризисами сегодня), и потому что каждый выполняет своё дело до конца.

Полтора последних года я проработал на «АвтоВАЗе», и всё, о чём пишу, видел своими глазами. Мой вывод: Андерссон — это лучшее, что случилось на заводе в пост-советское время.

Алексей Агуреев, советник президента «АвтоВАЗа»