Офтоп
Ольга Жигулина

«За наших спортсменов будут биться»

Первая неделя марта завершилась для российского спорта крупным скандалом: сразу нескольких атлетов одного за другим заподозрили в применении допинга. Директор по связям с общественностью Cоюза конькобежцев России Евгений Кургуньян рассказал TJ, чего ждать от развития скандальной ситуации и какое настроение царит в сборной.

Семён Елистратов

7 марта в допинг-пробе бывшей первой ракетки мира Марии Шараповой был обнаружен запрещённый препарат милдронат (действующее вещество мельдоний). Уже в ближайшие часы после распространения этой новости Porsche, Nike, TAG Heuer и некоторые другие спонсоры приостановили сотрудничество с теннисисткой.

В следующие несколько дней в списке подозреваемых в употреблении допинга оказались такие именитые представители отечественного спорта, как олимпийский чемпион 2014 года и абсолютный чемпион Европы 2016 года шорт-трекист Семён Елистратов, пятикратный чемпион мира и рекордсмен планеты конькобежец Павел Кулижников, олимпийская чемпионка Сочи-2014 фигуристка Екатерина Боброва, чемпион Европы-2015 в гонке преследования биатлонист Эдуард Латыпов, а также волейболист сборной России Александр Маркин.

При этом латвийский профессор Ивар Калвиньш, изобретатель обнаруженного в крови спортсменов мельдония, высказал соображение, что лекарство в действительности стало разменной монетой в политических играх, и подчеркнул, что реальных оснований для внесения препарата в список запрещённых не было.

До меня дошла такая информация, что, прежде чем запретить милдронат, спортсменов наблюдали на предмет того, у кого именно и сколько препарата находится в организме. И констатировали, что больше всего концентрация у спортсменов из России.

Очевидно, кое-кому пришло в голову некое политическое решение. Я только могу предполагать, конечно, что это могло стать причиной.

Ивар Калвиньш, изобретатель мельдония

Мельдоний был внесён в список запрещённых веществ Всемирным антидопинговым агентством с 1 января 2016 года, он запрещён и в соревновательный, и во внесоревновательный периоды и относится к классу «Гормоны и модуляторы метаболизма».

Остаётся неоднозначной ситуация с тем, как вещество оказалось в крови атлетов. Например, теннисистка Шарапова призналась, что принимала мельдоний по назначению врача из-за проблем со здоровьем, однако не знала о его запрете. Президент Союза конькобежцев России Алексей Кравцов на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» выступил с заявлением, что с высокой степенью вероятности троим спортсменам запрещённый препарат был подброшен сознательно, и это могло быть сделано их коллегами по команде. На кого именно пало подозрение СКР, Кравцов не уточнил.

Директор CКР по связям с общественностью Евгений Кургуньян прокомментировал ситуацию специально для TJ.

Я нахожусь сейчас с командой в Сеуле на чемпионате мира по шорт-треку. То, что сейчас происходит с Семёном, Павлом и вокруг них, вся эта ситуация развивается больше в Москве и в лабораториях WADA (Всемирное антидопинговое агентство). Если сейчас посмотреть на нашу команду со стороны, то, конечно, видно, что это неприятно и немного пугает. Но с другой стороны, это делает нас сильнее. Внутри коллектива у нас есть чёткое понимание, что мы будем биться за ребят, которых сейчас обвиняют.

Сложно говорить, из-за чего это произошло и какой будет расклад. Единственная официальная информация сегодня — это пресс-конференция президента Союза конькобежцев, на которой он обозначил, что уже было сделано и что планируется. От себя — мы хотим поддержать наших ребят и сказать, что мы команда: как конькобежцы, так и шорт-трекисты, — и мы сейчас находимся под прицелом. Но есть уверенность, что всё, что мы делали, мы делали правильно, и правда будет за нами.

Сегодня в лаборатории WADA в Кёльне была вскрыта проба Б Семёна Елистратова (контрольная проба на допинг, взятая одновременно с пробой А и проверяемая в том случае, если в первой найдут следы запрещённого вещества), и результаты этой процедуры мы пока не знаем. Так что будем так же сидеть, смотреть, мониторить новости.

Знаем, что президент подключил очень крупную британскую юридическую компанию, которая будет вести и защищать наших спортсменов в разных инстанциях. За наших спортсменов будут биться — и там, в Москве, и здесь, в Корее, и в Херенвене, где проходит финал кубка мира у конькобежцев, и в международных организациях. Думаю, наши спортсмены должны с высоко поднятой головой заходить на стадион и делать своё дело — защищать честь родины и выигрывать медали.

Мы все живём в мире социальных сетей, в том числе в них живёт сборная по конькобежному спорту и по шорт-треку. И мы, конечно, смотрим на реакцию наших зарубежных коллег, конькобежцев-иностранцев, которые уже сделали какие-то выводы, основываясь на отдельных умозаключениях разных журналистов и изданий. Они уже кидают в нашу сторону какие-то стрелы и делают какие-то свои громкие выводы и некрасивые заявления. Интересно, если картинка окажется совсем другой и правда будет на нашей стороне, последуют ли извинения с их стороны?

И ещё важный аспект — никогда, что бы наши спортсмены ни выигрывали (а выигрывали они очень много и на разных уровнях), никогда они не были в топах новостей. Это очень печально и отчасти говорит о нашем обществе: только негативные события позволяют нашим героям попадать в топ.

Хотелось бы, чтобы когда весь этот кошмар пройдёт, они оставались в топе и были узнаваемыми не только из-за этой истории, но и из-за того, что они достойные люди и сильные спортсмены.

Евгений Кургуньян, директор СКР по связям с общественностью

В пятницу 11 марта экспертный совет и комитет Госдумы по физкультуре, спорту и делам молодёжи проведёт экстренное совещание по вопросу отстранения российских спортсменов. Первоначально оно было назначено на 10 марта, но экспертному совету понадобилась пара дней на доработку некоторых материалов.