Офтоп
Ольга Жигулина

«Хотим показать всему миру, что космос ближе, чем кажется»

10 марта на краудфандинговой платформе Boomstarter завершилась кампания по сбору денег на космический спутник «Маяк», который, по замыслу его создателей, должен будет стать самой яркой звездой на небосклоне. Вместо планировавшихся 1,5 миллиона проекту удалось привлечь почти 2 миллиона рублей. TJ поговорил с его руководителем об истории возникновения «Маяка» и о дальнейших планах по его запуску на орбиту.

Проект «Маяк» стартовал ещё в марте 2014 года — за это время его участники успели провести лабораторные исследования систем космического аппарата, реализовали стратосферные испытания и начали работу над лётным вариантом. Задачей новой крауд-кампании стал сбор денег на наземную экспериментальную отработку.

Итогом работы над «Маяком» должен стать запуск одноимённого спутника, который после выхода на орбиту раскроет солнечный отражатель из ажурной плёнки в форме пирамиды площадью 16 квадратных метров — именно этот отражатель и должен сделать устройство видимым на ночном небе.

Помимо популяризации космических исследований, создатели «Маяка» намерены испытать аэродинамическое тормозное устройство, которое в дальнейшем можно будет использовать для сведения космического мусора с орбиты, а также собрать новые сведения о плотности воздуха на большой высоте.

О прошлом и будущем проекта TJ рассказал Александр Шаенко, инженер c десятилетним опытом в космической отрасли и руководитель образовательной программы «Современная космонавтика» в МАМИ.

Александр Шаенко, руководитель проекта «Маяк»

Александр, как так вышло, что вы вообще начали заниматься космосом?

Мой отец служил в космических войсках — это те войска, которые занимаются управлением полёта спутников. Я вырос на Дальнем Востоке, много раз ходил к нему на службу, смотрел на все эти космические железки, и мне это было очень интересно. Потом мы переехали в Подмосковье, я закончил тут школу и пошёл учиться в Бауманку. Потом стал заниматься практической инженерной работой. Так что это была, на самом деле, довольно прямая линия.

А из чего родилась идея запуска собственного спутника?

Я примерно 10 лет работаю в космической области, и за это время у меня сложилось ощущение, что наша космонавтика развивается очень медленно. Самые большие вещи в ней — такие, как полёт Гагарина, полёт на Луну — были сделаны очень давно. Это проекты даже не наших отцов, а наших дедов, и с тех пор чего-то такого грандиозного не случалось. Понятно, что есть развитие — станция «Мир», МКС, полёты к другим планетам, — но это не освоение космоса, это максимум его исследование.

Лично мне очень хотелось, чтобы люди начали заниматься именно освоением космоса, и я подумал, что бы можно было из этого сделать. Просто чтобы не ходить и ныть, что вот, мы не летаем, а надо бы летать. И я подумал, что можно постараться объяснить людям, что космонавтика — это очень интересно, красиво, увлекательно и прибыльно. Начал читать научно-популярные лекции, потом подумал, что можно показать на практике, что космос стал ближе и доступнее.

Как раз тогда я познакомился с одним человеком, который спрашивал меня, как можно что-либо запустить в космос. Мы много разговаривали и договорились с ним до того, что нужно попробовать запустить что-то простое — но при этом чтобы это простое было видно с Земли. Тем самым мы сможем показать, что группе энтузиастов под силу сделать реальный космический проект, вывести его на орбиту и показать всему миру, что космос ближе, чем кажется. Так родилась идея «Маяка».

Большая команда работает над проектом?

Вообще команда менялась по ходу дела, всего человек тридцать прошло через проект. В текущем виде это человек пятнадцать.

И как вы с «Маяком» оказались на Boomstarter?

Это я к ним пришёл. В первый раз мы собирали финансирование в 2014 году, когда начали делать аппарат. Собирали деньги на то, чтобы довести проект от идеи до запуска в стратосферу, и собрали 400 тысяч рублей.

Почему именно на Boomstarter? Потому что мой опыт подсказывает, что получать гранты и какое-то финансирование — это всё очень долго, непонятно и совершенно не гарантирует результат. Краудфандинг — это гораздо проще, понятнее и честнее: вы предлагаете людям идею, и они дают деньги, если поверят в неё.

Вы пишете, что планируете попутный запуск спутника на «Союзе-2». Тяжело было договориться с Роскосмосом?

Тут получилось довольно интересно — они пришли к нам сами и предложили запуститься на их ракете. Изначально мы планировали запускаться на коммерческой ракете: есть такая компания, которая запустила первый частный российский спутник, они могли запустить малый аппарат на ракете «Днепр». Мы провели с ними переговоры и даже получили от них стоимость запуска.

Но потом к нам пришли товарищи из Роскосмоса и предложили гораздо более выгодные условия. В итоге мы передоговорились — и готовимся к запуску на «Союзе» в рамках пусковой кампании аппарата «Канопус-В-ИК». В этом случае нам не просто пошли навстречу, а нас пригласили по собственной инициативе.

Эти почти два миллиона, что вы собрали, — это же только часть нужной суммы, на наземную отработку? Где будете брать остальные деньги?

Если говорить именно о краудфандинге, то после окончания сбора в России мы планируем собирать деньги ещё за рубежом на платформе Kickstarter. Думаем запускать сбор на бо́льшую сумму уже в марте.

И когда примерно запускаетесь?

Мы летим попутным грузом, там будут запускать большой аппарат «Канопус-В-ИК» для съёмки Земли. Он пока не готов, и запуск переносится: сперва он планировался на декабрь прошлого года, потом на апрель, а сейчас вроде бы на июнь. Поэтому мы тоже ориентируемся на июнь. Рады бы сказать точнее, но это зависит не от нас.