Офтоп
Никита Лихачёв

Мечта оптимиста: история редизайна Snapster, отступившего перед натиском Инстаграма

22 марта фотосервис Snapster от «ВКонтакте» полностью обновился: он отказался от прямой конкуренции с Инстаграмом и, как и предсказывалось ранее, обзавёлся фотокомнатами. Изменились и критерии успешности: у команды Snapster нет ожиданий взрывного роста, и активно продвигать сервис не будут, рассчитывая на его самостоятельное развитие. В ходе бета-тестирования TJ несколько недель попользовался новым приложением и узнал у его создателей, как поменялась философия проекта после неудачного старта первой версии.

Не выходя из комнаты

Когда Snapster запустился 17 июля 2015 года, он выглядел как идеальное приложение для публикации фотографий во «ВКонтакте». Мощные инструменты для редактирования снимков делали из обычных кадров впечатляющие, а полная синхронизация с соцсетью оживляла ленту: не нужно было ждать, пока в приложении появятся новые пользователи — все друзья уже были там.

Для разработчиков «ВКонтакте» необходимость синхронизации фотоприложения с соцсетью поначалу была очевидной: пользователю ставят лайк на сайте — он не пропускает его в приложении и отвечает с телефона. Только в первую неделю Snapster установили 150 тысяч человек, и во «ВКонтакте» думали, что если так пойдёт и дальше, то после исправления основных багов можно будет начать вливать туда трафик всей мощью соцсети.

Однако первоначальная идея оказалась провальной. Как рассказал TJ руководитель Snapster Олег Илларионов, со временем пользователи стали реже заходить в приложение, используя его как «постилку фотографий», а комментарии и лайки проверяли с компьютера — всё же синхронизировалось. Потребность в ещё одной «постилке» была сомнительной, и спустя восемь месяцев после запуска приложение получило сотни тысяч установок, но осталось в нём лишь порядка 10 тысяч активных пользователей.

Илларионов понял, что прочную связь Snapster со «ВКонтакте» нужно разрывать, и новая версия уже не синхронизирует контент с соцсетью: осталась только авторизация через уже существующий профиль.

Snapster пошёл дальше и отказался от единой ленты записей, перестав пытаться победить Инстаграм на его же поле, и перешёл к концепции комнат — отдельных фоточатов по интересам.

В бета-версии приняло участие всего несколько десятков человек, но и там уже появились свои направления. В одной комнате объединились фотографы для публикации профессиональных снимков, в другой кто-то из «ВКонтакте» предложил каждый день публиковать новые селфи, в третьей собирают необычные виды Москвы. Пришли и некоторые местные селебрити вроде видеоблогеров Стаса Давыдова и Руслана Усачева.

Фоточаты и веб-версия

Новый Snapster с теглайном «Делитесь важным» на стартовом экране намекает на замусоренность конкурента-Инстаграма. Там по этой причине уже решили отказаться от хронологической ленты, но главная проблема — огромное количество спамовых аккаунтов — пока не решена, поэтому маленькая база пользователей Snapster может на первых порах оказаться его преимуществом.

Регистрация в Snapster 2.0 проходит в один клик, если есть аккаунт во «ВКонтакте». Можно попытаться создать новый профиль по номеру телефона, однако если он уже был привязан к соцсети, всё равно придётся авторизовываться через «ВКонтакте»: по словам Илларионова, пока отделять пользователей от уже существующего социального графа бессмысленно и технически сложно.

При регистрации автоматически создаётся комната пользователя — это его основной блог, куда по умолчанию предлагается публиковать все снимки. Можно создавать неограниченное число новых групп (публичных или приватных) и приглашать в них друзей, в том числе по прямой ссылке.

В комнатах можно публиковать только фото и обсуждать их, в том числе прикрепляя к комментариям снимки. По словам Илларионова, позже обсуждения хотят сделать по-настоящему живыми: когда кто-то будет набирать текст, появится специальная иконка, как в мессенджерах, а комментарии будут обновляться без перезагрузки.

Внешне процесс публикации снимков сильно не изменился. Фоторедактор похож на старый: в нём остались прежние фильтры и возможность создавать собственные (а также сохранять чужие, нажимая на иконку молнии под картинкой), однако добавили настройку при помощи кривых. Руководитель Snapster признаёт, что это скорее инструмент для профессиональных фотографов, привыкших к нему по редакторам вроде Lightroom.

Главное отличие — по умолчанию снимок кадрируется в пропорциях 4:3. Это довольно редкий формат для мобильных телефонов: обычно снимки на современных смартфонах имеют пропорции 2:3, габариты экранов — 16:9, а Инстаграм приучил пользователей кадрировать их до квадрата. Правда, у недавно вышедшего Samsung Galaxy S7 пропорция снимков именно 4:3.

Как объяснил Илларионов, к такой пропорции пришли как к некоему компромиссу: большие снимки (когда прямоугольник располагается вертикально) дают возможность лучше рассмотреть детали, кадрирование подходит для большинства фотографий, и при этом лента остаётся удобной для чтения. Кроме того, снимки в Snapster выше качеством, чем в Инстаграме, и на некоторых смартфонах под Android с большим разрешением экрана удаётся добиться максимальной чёткости — пиксель в пиксель.

«Отступление» перед Инстаграмом проявляется и ещё в одной детали: в Snapster 2.0 можно публиковать снимки в конкурирующий сервис прямо из приложения без сохранения их в память телефона.

В остальном мобильное приложение остаётся прежним, однако вместе с выходом Snapster 2.0 у фотосервиса появляется веб-версия. В отличие от Инстаграма, в ней можно будет не только просматривать фото, но и публиковать их, а также создавать новые комнаты. Единственное, чего в веб-версии нет — это редактора снимков с фотофильтрами.

Илларионов считает, что этой функцией будут пользоваться фотографы, привыкшие обрабатывать снимки на компьютере. Раньше им приходилось экспортировать все фотографии на телефон и публиковать их через мобильное приложение.

Веб-версия Snapster

Моя попытка номер два: Snapster как испытательный полигон «ВКонтакте»

По словам Илларионова, бета-тестирование уже показало больший уровень активности пользователей: руководитель Snapster явно настроен оптимистично. Он видит в концепции разделения на комнаты нечто принципиально новое, и пока ещё неясно, как именно будет использовать аудитория такое приложение.

Первое, что приходит на ум, — это тематические комнаты: коты, машины, девушки, еда и так далее. Второе — разбиение на сообщества: комната для одногруппников, фоточат трёх подруг, подготовка ко дню рождения или корпоративу. Третье — селебрити: им достаточно просто публиковать свои селфи каждый день.

Уход от ленты и группировка в чаты по интересам напоминает тренд, недавно заданный в Telegram: когда читать блогеров в Фейсбуке и Твиттере стало невозможно из-за непредсказуемости алгоритмов, они стали заводить свои каналы в мессенджере Дурова. В своей ленте пользователь видит список этих каналов и групповых бесед: там наглядно показано, где появились обновления, а каким чатам лучше отключить уведомления из-за переизбытка сообщений.

Однако похожая концепция есть и в Инстаграме: их внутренний мессенджер Direct поддерживает групповые фотобеседы, где можно не только публиковать снимки, но и просто присылать комментарии, эмодзи или ставить лайки. Это больше напоминает Snapchat с его концепцией ответа фотографией на фотографию и очень лаконичного общения — эмодзи в ответ на эмодзи, лайк на лайк.

Олег Илларионов

Илларионов — большой любитель качественной фотографии и человек с очень развитым чувством прекрасного и высокой эстетики. Он верит, что концепция таких комнат может «выстрелить» на небольшую аудиторию ценителей, а когда она наберёт критическую массу, произойдёт смена тренда.

В том числе переломить его собираются, став максимально открытыми. История с отключением ссылок на Инстаграм во «ВКонтакте» спустя две недели после запуска первой версии Snapster серьёзно подпортила компании репутацию, создав имидж догоняющего — и притом не самым красивым способом.

Однако тогда причина оказалась совсем не в конкуренции Snapster и Инстаграма: по словам Илларионова, проблема была в спамерах, её удалось решить, и сейчас идёт обсуждение, стоит ли отменить отключение ссылок. Кроме того, в Snapster 2.0 в записях можно размещать кликабельные ссылки — в отличие от Инстаграма, где это разрешается делать только в профиле пользователя.

Трафик в Инстаграме стоил достаточно дорого — сильно дороже, чем во «ВКонтакте». Чуваки покупали трафик во «ВКонтакте» и переливали его в Инстаграм, делая деньги из ничего. Для нас это было вообще не круто: пользователи видели дикое количество спама.

Отключив ссылки на десктопе, мы переломили ситуацию: конверсия снизилась, и торговать трафиком таким образом стало невыгодно.

Олег Илларионов, руководитель Snapster

Другая часть открытости — это создание очень простого API для разработчиков, чтобы они могли «буквально в три строчки кода» отправить в Snapster фотографию с любого устройства — хоть с робота на базе Arduino, хоть с холодильника. Илларионов сравнивает команду Snapster с Twitter на раннем этапе: когда сервис микроблогов ещё был стартапом с небольшим числом пользователей, он стал популярен именно благодаря удобному и простому API.

Snapster 2.0 переведён на три языка — английский, русский и украинский, однако первое время развивать его планируют именно в России. Если органический рост Snapster пойдёт сам собой, в него можно будет вливать большие ресурсы «ВКонтакте» и Mail.Ru Group и планировать выход на международную аудиторию. Пока же соцсеть не собирается никак продвигать приложение — по крайней мере, в ближайшее время.

Однако команда Илларионова — одни из лучших программистов «ВКонтакте», которые работают над Snapster уже около года. При этом с лета 2014 года пользователи соцсети ждут других важных релизов и решения проблем: редизайн веб-версии «ВКонтакте», релиз мессенджера и выход отдельного приложения с музыкой для iOS.

Операционный директор «ВКонтакте» Андрей Рогозов возражает: по его словам, Snapster — экспериментальный проект, и он отделён от основного продукта соцсети, а команда сформирована не из основного штата разработчиков.

Это вполне распространенная практика среди крупных IT-компаний вроде Facebook или Google — запускать новые продукты. Кстати, многие из них запускаются, затем закрываются. А некоторые даже не доживают до запуска.

Нам интересно испытывать наши идеи, но не в рамках основного продукта, где это сложно и дорого, а в рамках новых приложений, что мы и сделали в Snapster.

Андрей Рогозов, операционный директор «ВКонтакте»