Офтоп
Никита Лихачёв

Правообладатели и Роскомнадзор обсудили борьбу с пиратством при участии Google, Apple и «Яндекса»

Совещание в Роскомнадзоре

17 марта в Роскомнадзоре прошёл круглый стол, посвящённый проблемам борьбы с пиратством: пропаганде обхода блокировок, «зеркалам» уже заблокированных сайтов, а также ответственности поисковиков. Трансляция мероприятия велась в Periscope.

Правообладатели из рабочей группы по разработке поправок в антипиратский закон заявили, что отправят их в Минкомсвязь в понедельник 21 марта. Участники встречи предположили, что законопроект могут не успеть принять в весеннюю сессию Госдумы: она началась 11 января, а закончится 6 августа.

Пропаганда обхода блокировок «по факту препятствует выполнению решений суда», заявил Алексей Бырдин из Ассоциации интернет-видео. В качестве доказательства он привёл графики на основе данных сервиса Similarweb: по его словам, они свидетельствуют, что активно занимавшиеся подготовкой к блокировке сайты смогли лучше сохранить показатели посещаемости, чем те, кто не рассказывал своим пользователям о способах обхода блокировок.

По мнению Сергея Сельянова, главы кинокомпании «СТВ» и Ассоциации продюсеров кино и телевидения, если представители сайта не являются в суд и неизвестно, кто именно представляет интересы ресурса, сайт должны «блокировать без всяких [разбирательств]». Жаров возразил: суды рассматривают иски в установленном порядке.

В ходе совещания много критики поступило в адрес поисковиков. По мнению ряда правообладателей, они делают недостаточно для борьбы с пиратством, и существует проблема неравноправного положения Google и «Яндекса»: американский поисковик удаляет ссылки на пиратские сайты по DMCA, а российский — только при наличии решений суда: «Кто-то сотрудничает в выполнении антипиратского закона, а кто-то делает вид, что это его не касается». Выдача «Яндекса» забита ссылками на пиратские ресурсы, и бороться с ней только через суды неэффективно, считают правообладатели: новые сайты появляются быстрее, чем их успевают запрещать обычными методами. При этом сайты активно зарабатывают на рекламе, а расходов на покупку контента — в отличие от легальных площадок — не несут: в зале также звучали предложения по перекрытию рекламных доходов пиратских ресурсов.

В ответ на слова о том, что поисковики стимулируют распространение пиратского контента, Жаров заявил: «Если машина сбивает человека, не значит, что надо запретить все машины». Он также подчеркнул, что Роскомнадзор не занимается рекламным бизнесом, и обращаться по его регулированию нужно в ФАС.

Александр Жаров

Как рассказал TJ пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский, в целом антипиратский закон даёт достаточно полномочий правообладателям для борьбы с пиратским контентом. Расширение обязанностей поисковиков в борьбе со ссылками на пиратские сайты в Роскомнадзоре поддерживают, но важно, что текущие предложения не подразумевают какой-либо ответственности за неисполнение этих обязательств, заявил Ампелонский.

Пресс-секретарь ведомства также сообщил, что уже принимались попытки привлечь к ответственности за распространение пиратского контента сами интернет-магазины приложений Google и Apple, но Мосгорсуд их не принял по техническим причинам — они были неправильно оформлены. Позднее ведомство собирается провести обучающий семинар для правообладателей, на котором выступят представители этих компаний, однако его дата ещё не назначена.

В начале февраля Роскомнадзор потребовал от Netflix соблюдать российское законодательство и платить налоги с получаемых от российских пользователей доходов. Ампелонский заявил TJ, что недавно Роскомнадзор получил письмо от Netflix, в котором представители площадки объяснили, что не были в курсе местных особенностей законодательства. Теперь ведомство предложило им встретиться в России и обсудить возможное сотрудничество.

По данным Роскомнадзора, со стороны интернет-площадок в совещании участвовали представители Apple, Google, Microsoft, «Рамблера», «Яндекса», и Mail.Ru Group, однако никто из них высказываться не стал. Со стороны правообладателей были заявлены Universal Music, «Навигатор Рекордс», «Централ Партнершип», Первый канал, «Уолт Дисней», НФМИ, а также представители интернет-кинотеатров и видеохостингов — ivi.ru, TVzavr и других.