Офтоп
Ольга Жигулина

«Самое тяжёлое — держать язык за зубами»: как устроены «секретные концерты» Sofar Sounds в Петербурге

В 2015 году в Санкт-Петербурге впервые состоялся концерт в придуманном в Лондоне формате Sofar Sounds. Такие мероприятия носят максимально спонтанный характер для зрителя: место их проведения становится известным только за три дня до самого события, а состав исполнителей — по мере выхода музыкантов на сцену. Ещё одной их отличительной особенностью является локация — концерты часто проводятся в необычных местах, вроде скалодрома, осушенного бассейна или ледокола. TJ поговорил с организатором петербургских Sofar Sounds Таней Пантелеевой о вдохновении, импровизации и о зрителях, готовых помочь с расстановкой стульев.

«Наадя», концерт на ледоколе «Красин» (фото Евгении Анисимовой)

Как ты впервые услышала про Sofar Sounds?

Про Sofar Sounds я узнала в середине августа прошлого года от своих норвежских друзей, инди-группы Casa Murilo, которые привезли проект в Осло.

Подруга-коллега Катя Штарёва тоже очень прониклась идеей, поэтому мы сразу связались с основателями проекта, прошли некоторые формальности — представили концепцию для Петербурга, рассказали о музыкантах, которых планируем привлечь, — и получили лицензию на проведение. И уже в начале сентября провели первый концерт, на который зарегистрировалось около 1600 человек.

И с чего начали в России?

Sofar Sounds в России начался с бывшего Императорского банка на Фонтанке, который открыли специально для нашего концерта. Он огромный, там три или даже четыре этажа, пустой, с шикарной лестницей и одной работающей розеткой. Мы с нашей небольшой командой отмывали всё сами 20 часов, так что уже ко времени начала концерта еле передвигались.

Сам концерт был в бывшем кабинете Столыпина с классными большими окнами, позвали мы восемьдесят человек. Тогда у нас сыграли Даша Шульц, KUSTO, «Зимавсегда» и Morning Tea With Constables — и розетка выдержала! Всё было отлично, люди подходили, обнимали. Правда, самое страшное случилось потом — все разъехались, а мы с Катей каким-то странным образом остались вдвоём в этом огромном пустом здании, так испугались, что я до сих пор не могу спокойно пройти мимо него.

Malinen, концерт в бывшем Институте благородных девиц (фото Евгении Анисимовой)

За прошедший уже почти год были какие-то сложности с организацией?

Сложности — их особо нет, сложность в поиске классной локации, так как не хочется «скатываться» до лофтов. Пока держимся — уже сделали концерты на ледоколе «Красин», в Мастерской Аникушина, «Петрикирхе», например.

Так выходит, что чаще всего это государственные площадки, поэтому не всегда переговоры проходят быстро. Но везде работают люди, со всеми можно договориться. Ну и самое тяжёлое — держать язык за зубами, нельзя проговориться о площадке, о музыкантах, а это очень сложно!

Необычность нашего проекта в том, что он — некоммерческий, мы не платим музыкантам, не платим площадке, единственное, куда мы отдаём деньги — это звукорежиссёр и аренда звука. Поэтому не все музыканты на это согласны, многие просят «хоть что-то заплатить», но это всё-таки бартер — у нас хорошая база электронных подписчиков, мы снимаем видео для большого YouTube-канала Sofar Sounds, делаем красивые фотографии, с точки зрения промо — это хороший вариант.

Ну и для площадки это классные условия — места, о которых по какой-то причине мало знают, получают много внимания, люди туда снова возвращаются.

А как вы формируете программу?

Сейчас программа спланирована чуть ли не до сентября. И очень хочется показывать совсем разную музыку, ну и проект — он же про сюрпризы. Поэтому прошлый концерт был в «Петрикирхе» — начался с хора, дальше — московский неоклассик Миша Мищенко. Люди удивились.

Фото: Евгения Анисимова

У вас есть какие-то спонсоры? Или где вы находите деньги?

Спонсоров нет, есть партнёры — это «Буше» и «Никон». Первые угощают наших гостей пирожными и чаем, вторые — предоставляют хорошую технику для фотографа.

Мы придумываем какие-то варианты для привлечения денег. Например, в декабре продали несколько годовых сертификатов, продаём 10 билетов на каждый концерт. Но Sofar Sounds — он не про заработок, а про музыку, поэтому всё держится на системе donation, люди оставляют столько, сколько хотят — и это может быть и 50, и 1500 рублей.

Много ли обычно зрителей? По ощущениям, в России предпочитают планировать выходы заранее, не за три дня, поправьте, если ошибаюсь?

Зрителей обычно до 150, регистраций — под тысячу на каждый концерт. Регистрация закрывается в первые две минуты, поэтому нужно обладать изрядной долей ловкости, чтобы попасть к нам. Но тем ценнее, конечно, для зрителя.

Понятно, и вы как-то планируете развивать идею?

Конечно! Планирую привлекать кураторов, которые будут формировать программу, собираемся сделать фестиваль Sofar Sounds — по всему городу будут идти наши концерты, а в конце — большой с крупным хедлайнером.

В вашей истории был ли какой-то особенно запомнившийся концерт? И есть ли у вас постоянные зрители?

Все очень запоминаются! Например, когда мы заперли самих себя в Императорском банке, когда меня укачивало на ледоколе, а после ухода гостей — всей командой пылесосили помещения ледокола. Или в Мастерской Аникушина — там очень необычная акустика, которую постоянно приходилось ловить и направлять в нужное место.

Ну и постоянные зрители — есть! И они очень милые, кто-то приносит шоколадки, фрукты. В общем, мы уже дружим, да. И есть те, кто всегда первым регистрируется и всегда первым приходит на площадку, помогает стулья, например, расставить. И это самое классное чувство.

Фото: Евгения Анисимова