Офтоп
Сергей Звезда

Делу время, а Земле час

Ежегодная международная акция «Час Земли» пройдёт сегодня, с 20:30 до 21:30. В очередной раз во многих городах планеты на 60 минут отключат подсветку знаковых сооружений, свет в домах и бытовые электроприборы. При этом споры на тему эффективности акции Всемирного фонда дикой природы (WWF) не угасают.

vk.com/wwf, Дмитрий Папунов

По данным WWF, в минувшем году в «Часе земли» поучаствовали более семи тысяч городов в 170 странах - это порядка 2 миллиардов человек. Отключить свет тогда решили около 16-20 миллионов жителей России.

Акция снова обещает быть массовой, даже если сосредоточиться на России. Сегодня иллюминация на час погаснет в Московском Кремле, Храме Христа Спасителя, ГУМе, зоопарке и ещё в 900 зданиях столицы. В Петербурге исчезнет подсветка, например, Государственного Эрмитажа, Петропавловской крепости, на Невском проспекте и стрелке Васильевского острова.

В столице должен был пройти праздник на Тверской площади, однако за несколько часов до начала его отменили. Вместо этого в Москве «Час земли» пройдёт на Васильевском спуске, где будут зажжены свечи в знак внимания к природе и уважения к трагедии в Ростове-на-Дону.

Во время акции в десятках российских городов - от Калининграда до Владивостока — устроят велопробеги, саратовцы массово зажгут свечи на набережной, жители Рязани и Благовещенска смогут увидеть фаер-шоу. Это уже не говоря о том, что в указанное время станет темно на вокзалах, в аэропортах и на тысячах других объектов по всей стране.

kasjauns.lv

Однако, как указано на официальном сайте акции, организаторы вовсе не требуют отключать свет в социально значимых зданиях. Светофоры, светосигнальное оборудование на аэродромах и другие важные для безопасности источники света не должны участвовать в «Часе Земли», обращают внимание в WWF. В квартирах настоятельно просят хранить при себе «ночники» или фонарики, а также оставлять хоть какое-нибудь освещение возле лестниц и в коридорах.

«Час Земли» - это символическая акция, а не «учения» по сохранению энергии. Таким образом, мы не измеряем сэкономленную электроэнергию или показатели выбросов углерода. «Час Земли» - это способ привлечь людей, бизнес и власти по всему миру к ответственности за «экологический след», призвать к обмену знаниями и ресурсами.

Всемирный фонд дикой природы (WWF)

В Москве рассчитывают сэкономить 22,5 МВт, следует из данных департамента топливно-энергетического хозяйства.
Свежие прогнозы по Петербургу неизвестны, но в прошлом году город сэкономил порядка 7300 рублей, снизив потребление всего на 1,3 МВт.

Вероятно, после этих слов можно было бы закончить материал. Но даже при всей символичности акции экологи сталкиваются с претензиями ещё с самого первого флешмоба в Сиднее в 2007 году. Некоторые время от времени называют «Час Земли» бессмысленным, кто-то - даже вредным.

Энергосистемы хорошо работают с постоянной нагрузкой. Чем ровнее график, тем экономичнее производство.

Во время массового отключения электроэнергии повсеместно произойдёт быстрое снижение нагрузки турбин. Энергосистемы должны будут приспособиться к этому новому режиму. Если скачок вниз будет большой, то подхватить процесс смогут только ГЭС, все остальные станции с перепадом попросту быстро не справятся.

Но это ещё полбеды. Ведь через час произойдёт повсеместное включение света. Между тем, набор нагрузки на АЭС затруднен, на тепловых электростанциях он идёт, но темп этот не очень быстрый. И снова вся нагрузка приходится на ГЭС.

Выходит, мы сначала разгружали генераторы, а теперь опять их загружаем. Мягко говоря, это большой стресс для всего электроэнергетического комплекса. Включение турбогенератора в сеть можно сравнить с таким сложным процессом как роды.

Профессор кафедры атомных и тепловых электростанций Энергетического института Томского политехнического университета Валерий Литвак

На электростанциях обязаны поддерживать определённую частоту во время массового отключения света, уверен профессор кафедры атомной и тепловой энергетики Санкт-Петербургского Политехнического университета им. Петра Великого Николай Амосов. По его словам, вырабатываемая энергия должна потребляться постоянно, иначе возникает опасность для мощных систем.

В 2009 году «Час земли» подверг жесткой критике автор книги «Новостная интернет-журналистика», [в то время] шеф-редактор отдела IT интернет-издания Lenta.ru Александр Амзин. До сих пор тот монолог нередко цитируют пользователи соцсетей.

Экономия электроэнергии происходит не в домах. Умные люди собираются в комиссии, ужесточают стандарты энергосбережения, лоббируют переход предприятий на более энергоэффективное производство.

Многие потребители не задумываются о том, что они должны экономить электроэнергию. Они всегда делают так, как им удобно. Ни один участник акции в здравом уме, например, не будет выключать на час холодильник, хотя он - один из самых прожорливых электроприборов.

У WWF есть замечательная брошюра, там написано, сколько стоит спасти гектар леса, прокормить редкое животное и так далее. Там не написано, сколько стоит лоббирование энергосбережения, но на это важное дело, поверьте, тоже необходимы средства. Так вот, свою энергию и ресурсы лучше направить не на щелчки выключателем, а на разработку новых технологий, а также пожертвования на реальные дела.

Журналист Александр Амзин

Критики напоминают о недостатках «Часа Земли» ежегодно. В WWF не согласны, что резкий скачок энергосистем может навредить.

Подобные скачки обычны для энергетических станций. Миллионы москвичей встают в семь утра, т.к. у большинства людей рабочий день начинается в девять часов, а дорога в Москве занимает около часа. Это означает, что в семь утра значительная часть населения Москвы включает свет. Около 19 часов миллионы возвращаются домой с работы и снова включают свет.

То есть даже если в Часе Земли примет участие столько же москвичей, сколько встает в семь утра и возвращается домой в семь вечера, то максимальный скачок напряжения будет приблизительно равен стандартным – утреннему и вечернему.

Всемирный фонд дикой природы (WWF)

Конечно, популярности акции удивляются не только в России. Поставщики электроэнергии отмечают, что при восстановлении питания всё «сэкономленные» выбросы углекислого газа нивелируются, а угольные электростанции продолжат сжигать уголь, даже отключив часть источников света. В WWF последнее подтверждают.

Без маргинальных голосов не обходится. О том, что в 60-минутном привлечении внимания к проблеме нет заметного эффекта, периодически пытаются убедить разной степени популярности аналитические центры (раз, два), колумнисты-экологи (раз, два) и даже близкие к сектам издания.

Stefan Wermuth/Reuters

Допустим, акция абсолютно символическая, но возникает вопрос, до кого организаторы пытаются достучаться? И как эта акция может повлиять на стереотипы и предрассудки? Фактически, у людей забирают материальные блага. Когда вы просите человека посидеть в темноте, он начинает думать, что «зелёные» снова хотят жить в пещерах.

У света есть множество положительных ассоциаций: цивилизация, здоровье, безопасность, надежда, жизнь, спасение, прогресс. А у тьмы зачастую отрицательные: опасность, тлен, смерть.

На нашей стороне огромное количество удачных метафор со светом. Но почему, хотя прошло уже столько лет, мы опять поступаем неправильно?

Основатель экологической организации Climate Outreach Information Network Джордж Маршал