Офтоп
Вадим Елистратов

Лучший друг Путина: что выяснилось из документов Mossack Fonseca и как на слив отреагировали в сети

Вечером 3 апреля СМИ начали публикацию материалов, основанных на масштабном журналистском расследовании, проведённом на базе попавших в сеть документов панамской юридической фирмы Mossack Fonseca. TJ попытался оценить важность произошедшего глазами других СМИ и пользователей сети.

Что произошло

Mossack Fonseca — панамская юридическая фирма, с 1977 года оказывающая услуги по регистрации и ведению офшорных компаний. В результате утечки беспрецедентных масштабов более 2,5 терабайт данных (11,5 миллионов документов с 1977-го по декабрь 2015-го) Mossack Fonseca попало в распоряжение немецкого издания Suddeutsche Zeitung.

Огромным объёмом информации, касающейся более чем двух сотен стран, занималось более 400 журналистов со всего мира. Известно, что данные СМИ передал некий анонимный источник. Предполагается, что это могли быть как хакеры, так и сотрудники самой компании.

В документах Mossack Fonseca упоминается 29 миллиардеров из списка Forbes, 12 лидеров разных стран, а также более сотни действующих и бывших политиков.

В списке громких имён есть президент Украины Пётр Порошенко, бывший президент Египта Хосни Мубарак, премьер-министр Исландии Сигмундур Давид Гюннлёйгссон, знаменитый футболист Лионель Месси и даже актёр Джеки Чан.

Насколько это важно

Корреспондент The Financial Times Макс Седдон (Max Seddon) сравнил произошедшее с одновременной утечкой в сеть альбомов Канье Уэста, Дрейка и Бейонсе, однако сложившаяся ситуация больше похожа на взлом компьютеров Sony Pictures в конце 2014 года. Тогда в распоряжении СМИ также оказался огромный объём данных.

Что в истории Sony Pictures, что в знаменитом скандале с участием Эдварда Сноудена СМИ поначалу недооценили масштабы произошедшего, однако обе утечки вызвали международные конфликты, увольнения и перестановки, а также породили десятки сенсационных публикаций в последующие месяцы.

Утечку Mossack Fonseca прокомментировал и сам Сноуден, назвав её самым крупным сливом в истории журналистики.

На счету «панамского слива» уже есть один скандал: получив вопрос об офшорах от журналиста, премьер-министр Исландии занервничал и сбежал с интервью.

Российская часть

За российскую часть масштабного расследования отвечали «Новая газета» и некоммерческая организация OCCRP (консорциум журналистов, занимающихся расследованием случаев коррупции). Последняя пообещала начать 3 апреля целую серию публикаций, основанных на документах Mossack Fonseca.

Ещё 28 марта пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков предупреждал, что в зарубежных СМИ готовится «претендующий на сенсацию информационный вброс» о российском президенте.

В действительности в «панамских документах» нет бумаг с именем или подписью Путина. Все связи с президентом носят лишь косвенный характер.

Главный герой материала «Новой газеты» — близкий друг Владимира Путина виолончелист Сергей Ролдугин, с которым президент знаком ещё с семидесятых. О дружбе президента с музыкантом рассказывается в биографии Путина под названием «От первого лица».

Они вместе проходили через уличные драки на улицах неспокойного в то время Санкт-Петербурга; вместе ходили в самоволку, пока Ролдугин служил в армии, и, распевая песни, рассекали по ночному Ленинграду на старом «Запорожце»; вместе ходили в театр с «симпатичненькой девушкой Людой», в то время ещё не Путиной.

из материала «Новой газеты»

Сергей Ролдугин

Ролдугин оказался в центре внимания СМИ, разбиравших документы Mossack Fonseca, из-за его необычных отношений с российскими миллиардерами. Связанные с Ролдугиным компании получали десятки миллионов долларов «за консультации», а крупные кредиты под низкие проценты им прощались всего за один доллар.

По мнению журналистов, «небогатый виолончелист» не мог бы действовать таким образом самостоятельно, а значит за ним стоял его «влиятельный друг» Владимир Путин, для которого Ролдугин, по-видимому, и собирал миллиарды долларов в офшорных компаниях.

В «Новой газете» приводятся примеры использования этих денег: часть средств пошла на кредит компании, построившей горнолыжный курорт «Игора», где свою свадьбу сыграла дочь Путина.

Также выяснилось, что 20% компании Video International, основанной покойным Михаилом Лесиным и занимавшей до 70% российского рынка телевизионной рекламы, принадлежало компании, связанной с Ролдугиным. СМИ утверждают, что Лесин, погибший при загадочных обстоятельствах, знал об офшорах Ролдугина.

Наконец, виолончелисту принадлежало 15% офшора, управлявшего компанией Avtoinvest Ltd., в распоряжении которой находилось почти 51% акций КамАЗа. Нашлись связи Ролдугина и с «АвтоВАЗом».

Как отреагировали российские СМИ

Как и в случае с предполагаемой «дочерью Путина» Екатериной Тихоновой и громкой историей о няне-убийце, некоторые российские СМИ не осветили утечку Mossack Fonseca вовсе. Например, ни на сайте Первого канала, ни на странице канала НТВ, ни на «Ленте.ру» новостей по этой теме нет.

Агентство РИА Новости отчиталось о произошедшем короткой новостной заметкой с заголовком «СМИ ФРГ пишет о якобы причастности мировых лидеров к офшорным схемам». Оно сообщило о том, что журналисты обвиняют «ряд лиц, приближенных к Владимиру Путину».

«Вести.Ru» рассказали о сливе, как о неком скандале из футбольного мира, дважды сообщив только о том, что Мишель Платини и Лионель Месси обвиняются в уклонении от налогов, упомянув Mossack Fonseca.

«Слон», «Медуза», русский Forbes и РБК, напротив, подошли к расследованию обстоятельно, опубликовав объёмные выжимки, по большей части основанные на расследовании «Новой газеты».

Тем временем газета «Коммерсантъ» отмечает, что свежая утечка заметно слабее аналогичного слива 2013 года, когда в распоряжение журналистского консорциума ICIJ (International Consortium of Investigative Journalists) попала база данных, содержащих «сведения о собственниках сотен тысяч офшорных компаний Британских Виргинских островов и ряда других офшоров, не публикующих данных о владельцах компаний».

Прямых подтверждений коррупционных сделок ни для России, ни для Украины, ни для других стран расследователям в базах данных обнаружить не удалось.

из материала газеты «Коммерсантъ»

Фотограф Илья Варламов свёл всю информацию о публикациях в российских СМИ на тему слива в одну таблицу.

Как отреагировали российские политики и бизнесмены

Одной из первых среди российских политиков о коррупционном скандале высказалась глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая.

Количество информационных атак в адрес президента России и незатейливость лживых сюжетов — это как многократная инъекция яда в надежде, что хоть какая-то доза сработает. Нет сомнений, что объектом посягательства являются граждане России.

Закончится ли на этом вброс яда? Конечно, нет. Тем более нападая на самого сильного национального лидера господа еще и тренируют остальных и без того впечатлительных, приучая к дисциплине сговорчивости и послушания.

Ирина Яровая, глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции

Президент-председатель правления ВТБ Андрей Костин (журналисты утверждают, что «безвозмездные» кредиты компании, связанные с Ролдугиным, брали в зарубежной «дочке» ВТБ) заявил о непричастности Владимира Путина к созданию офшоров. По его словам, обвинения звучат со стороны людей, «у которых нет информации о финансовых транзакциях».

Путин никогда не был причастен к этому. Это чушь.

Андрей Костин, президент-председатель правления ВТБ

Алексей Навальный, напротив, заявил у себя в блоге, что опубликованной информации «хватит на импичмент».

У музыканта, даже самого талантливого и самого популярного в мире, просто не может быть столько денег. Государственные банки не выдают виолончелистам кредиты на сотни миллионов долларов.

Олигархи не дают (а уже тем более не прощают потом) виолончелистам долги на миллиарды рублей. Управленцы «Роснефти» и Сбербанка не проворачивают очевидно криминальные сделки, чтобы обогатить офшор музыканта еще на миллион-другой долларов.

Алексей Навальный

В Кремле объяснили информационный вброс «высоким градусом путинофобии» и «попыткой перебить позитив от успехов в Сирии». По словам Дмитрия Пескова, в Кремле ждали от журналистов «более качественной работы». Сам пресс-секретарь заявил, что у его жены никогда не было офшорных компаний.

Безусловно, создан информационный продукт, который продвигают на нашу внутриполитическую сцену. Продукт этот обращён на внутреннюю аудиторию.

Хотя Путин никогда не фигурировал фактологически и упомянуты другие страны и другие лидеры, но для нас очевидно, что основной целью таких вбросов являлся и является наш президент в контексте парламентских выборов и в долгосрочной перспективе президентских выборов, а также в целом политическая стабильность в нашей стране.

Очевидно, что острие этой атаки направлено против нашей страны и против лично президента Путина. [...]

Мы хорошо знаем это так называемое журналистское сообщество, очевидно, что там много журналистов, основной профессией которых вряд ли является журналистика: много бывших представителей и Госдепа, и ЦРУ, других спецслужб.


Дмитрий Песков, пресс-секретарь Владимира Путина

Как отреагировали блогеры

Меньше всего журналистское расследование впечатлило российских блогеров. Согласно популярному мнению, новость о возможном наличии у президента офшоров, оценивающихся в два миллиарда долларов, не поражает воображение.

Многие комментаторы шутили о том, насколько мала эта сумма по меркам Путина, а также о том, насколько слабой оказалась обещанная сенсация.

Отмечали и несостоятельность самого расследования.

Нашли преимущества в карьере виолончелиста.

Что дальше

На текущий момент сенсационность материалов, из-за которых сооснователь OCCRP прочил Дмитрию Пескову 3 апреля работу допоздна, остаётся вопросом трактовки.

Многие СМИ отмечают, что документы, которые должны были «изменить мир», содержат преимущественно косвенные улики.

Журналисты из Suddeutsche Zeitung продолжают акцентировать внимание на объёме утечки, отмечая, что она содержит более 4,8 миллиона писем, двух миллионов PDF, миллиона фотографий, 320 тысяч текстовых документов и трёх миллионов баз данных.

Не окажется ли большинство этих данных информационным мусором, ещё только предстоит выяснить.

Многие комментаторы отметили, что в сливе почти нет информации о бизнесменах и политиках из США.

Однако в Suddeutsche Zeitung намекнули на то, что грандиозная утечка всё же затронет и Северную Америку полноценно, посоветовав «просто подождать».