Офтоп
Вадим Елистратов

Мнение: Расследование «панамских офшоров» не было адресовано российской аудитории

Политолог Екатерина Шульман осудила реакцию российских политиков и блогеров на публикацию в сети первых данных, изъятых у панамской юридической фирмы Mossack Fonseca. По её мнению, принять журналистское расследование за очередную нападку на Владимира Путина могут только недальновидные люди.

Екатерина Шульман

Как отмечает Шульман, масштабное расследование адресовано не россиянам, а западным странам — избирателям, СМИ и элитам, а главная его тема — всемирная сеть «отмывки» денег, а не Владимир Путин.

У государства здорового человека (в отличие от государства курильщика) в этой ситуации может быть два типа реакций (или их сочетание): этическая и процессуальная.

Два живых примера первого и второго: премьер-министр Исландии собирается уходить в отставку, а в Панаме прокуратура открывает собственное расследование против офшорных компаний.

Мы видим, что страна первого мира и страна третьего мира реагируют достаточно серьёзно.

Екатерина Шульман, политолог

Несмотря на то, что премьер-министр Исландии в конечном итоге отказался уходить в отставку, Шульман отмечает в его случае подрыв доверия граждан. Тогда как Панама «продемонстрировала процессуальную реакцию», взявшись за расследование деятельности Mossack Fonseca и других подобных компаний.

В России, по мнению Шульман, такой реакции ждать не стоит.

Одни официальные лица не будут давать комментариев вообще, другие будут говорить, что против нас развязана информационная война и обсуждать тут нечего.

Собственные расследования, хоть у нас и есть для этого специальные службы — Росфинмониторинг и прокуратура, — никто проводить, скорее всего, не будет.

Екатерина Шульман, политолог

Шульман считает, что россиянам постоянно кажется, будто их кто-то «хочет попугать», однако цель публикаций в СМИ не создать эмоциональное потрясение, а подтвердить факты совершённых преступлений.

Шульман обращает внимание на то, что главное в журналистском расследовании — «огромная многолетняя работа коллектива авторов из нескольких десятков стран». По её мнению, именно такие организации изменят мир в ближайшие годы.

За такими горизонтальными сетевыми структурами, а не вертикальными и не унифицированными, будущее. И на это расследование надо смотреть как на зарю новой эры.

На наших глазах происходит формирование ценностей, институтов и практик той эпохи, в которой нам предстоит жить, вне зависимости от того, осознаем мы это или нет.

Надо быть очень ограниченным человеком, чтобы понять эту историю как попытку «сказать плохое про Путина».

Екатерина Шульман, политолог