Офтоп
Вадим Елистратов

Учёные рассказали о пользе жертвоприношений для поддержания стабильности в расслоённом обществе

Группа исследователей из Германии и Новой Зеландии с помощью математических моделей показала, что человеческие жертвоприношения могут сделать расслоённое общество более стабильным. Об этом сообщает журнал Nature.

Несмотря на очевидные недостатки с точки зрения морали, ритуальные убийства столетиями были закреплены в различных мировых культурах. В некоторых изолированных племенах эта традиция существует до сих пор.

Целью работы исследователей была проверка наличия корреляций между использованием жертвоприношений в обществе и его стабильностью. Для подтверждения своей гипотезы о существовании прямой связи между двумя этими факторами, учёные обработали данные о культуре 93 австронезийских народностей тихоокеанских островов.

Изученные общественные порядки были разделены на три категории — эгалитарные (равные возможности для всех), со средним социальным расслоением и с высоким социальным расслоением.

Жертвоприношения практиковались в 40 из 93 австронезийских народностей (43%): в 5 из 20 эгалитарных (25%), в 17 из 46 средне расслоённых (37%) и в 18 из 27 сильно расслоённых (67%).

Как показали результаты расчётов, жертвоприношения способствовали поддержанию стабильности в сильно расслоённых общественных порядках, а также могли склонить общество со средним расслоением к сильному расслоению. При этом эгалитарные общества с введением жертвоприношений не обязательно становились расслоёнными.

Учёные отметили, что жертвоприношения являются эффективным инструментом, с помощью которого элиты могут поддерживать свою власть. При этом результаты исследования остаются достаточно абстрактными, так как сейчас невозможно отделить чисто религиозные жертвоприношения от «политических» — призванных продемонстрировать низшим сословиям их место.

Тем не менее исследователи отмечают, что ритуальные убийства помогли человечеству перейти от небольших эгалитарных обществ к большим расслоённым, в которых живёт подавляющая часть современных людей.