Офтоп
Ольга Жигулина

«Хватит играть в лжедемократию»: глава СК РФ рассказал, как нужно бороться с экстремизмом в России

Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин рассказал изданию «Коммерсантъ Власть» о путях и методах борьбы с экстремизмом в России. Среди предложенных им мер — установление уголовной ответственности за отрицание итогов всенародного референдума, лишение соцобеспечения родственников террористов и перенятие китайского опыта цензуры в интернете.

Александр Бастрыкин, фото пресс-службы СК РФ

Информационная война, развязанная США

По словам Бастрыкина, в 2015 году в России «наметилась негативная тенденция в динамике преступности экстремистской и террористической направленности»: за год было зарегистрировано свыше 1300 преступлений экстремистской направленности, и это почти на 30% больше, чем годом ранее. 133 из них совершено при помощи интернета.

Росту числа таких преступлений, по оценке председателя СК, способствуют и внешние, и внутриполитические факторы.

Последнее десятилетие Россия, да и ряд других стран, живут в условиях так называемой гибридной войны, развязанной США и их союзниками. Эта война ведётся по разным направлениям — политическому, экономическому, информационному, а также правовому.

Александр Бастрыкин, председатель Следственного комитета РФ

Особенно разрушительными Бастрыкин назвал последствия информационной войны. Он подчеркнул, что появление террористических организаций вроде «Исламского государства» стало последствием искусственно инициированных путчей.

Поддерживая радикальные исламистские и другие радикальные идеологические течения, США полностью дестабилизировали обстановку на Ближнем Востоке.

Александр Бастрыкин, председатель Следственного комитета РФ

По словам председателя СК, уже более тысячи российских граждан выехали в Сирийскую Арабскую Республику для участия в вооружённом конфликте, из них 135 человек погибли в боях с правительственными войсками Сирии.

Бастрыкин подчеркнул, что «информационно-идеологическое „оружие“ будет применяться и дальше». Об этом, по его мнению, «свидетельствует увеличение расходов государственного бюджета США на программы так называемого развития институтов демократии в граничащих с Россией странах, а также в государствах Средней Азии».

Результатом этого стало разжигание антироссийских настроений в прилегающих к нашей стране государствах, формирование в России проамериканской и прозападной так называемой несистемной оппозиции, распространение межконфессионального и политического экстремизма внутри нашей страны.

Александр Бастрыкин, председатель Следственного комитета РФ

В качестве ответной меры Бастрыкин предложил «поставить действенный заслон этой информационной войне» и перестать в России «играть в лжедемократию, следуя псевдолиберальным ценностям». Для этого необходимо создать концепцию идеологической политики государства на основе национальной идеи, «которая по-настоящему сплотила бы единый многонациональный российский народ».

Председатель СК предлагает организовать широкомасштабную и детальную проверку деятельности всех религиозных, национально-культурных и молодёжных организаций, вызывающих подозрение, что они могут заниматься экстремистской деятельностью. В качестве примера Бастрыкин привёл опыт Ингушетии, где был создан военно-патриотический клуб для детей сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении, и детей нейтрализованных членов бандподполья.

Меры в интернете

Бастрыкин также предложил определиться с пределами введения цензуры в интернете. Он привёл пример Китая, где с марта 2016 года был установлен запрет на работу электронных СМИ, полностью или частично принадлежащих иностранным резидентам, и заметил, что «в разумной мере этот опыт вполне мог бы быть взят на вооружение в России».

Также глава СК предложил разработать единые правила хранения личной информации для интернет-провайдеров и установить антиэкстремистские фильтры в общественных местах доступа к сети. Для того, чтобы более оперативно и эффективно реагировать на пропаганду экстремизма, по мысли Бастрыкина, можно предусмотреть внесудебный порядок включения информации в федеральный список экстремистских материалов и блокировки доменных имен сайтов, которые распространяют экстремистскую и радикал-националистическую информацию.

Бастрыкин предложил и расширить спектр правовых мер по пресечению действий террористических организаций, вербующих новых членов через интернет. Особое внимание глава СК предложил уделять мигрантам, многие из которых находятся в России с превышением срока пребывания.

В этих целях рассмотреть вопрос о признании уголовно наказуемыми деяниями обладание такими материалами, их сбор или загрузку с компьютера. Современные технологии доказывания позволяют представить суду и подтвердить связанные с общением в социальных сетях технические элементы, свидетельствующие о наличии связей между обвиняемым и соответствующими электронными сообщениями.

Александр Бастрыкин, председатель Следственного комитета РФ

Ответственность за отрицание итогов референдума

Упомянув ситуацию, сложившуюся в Крыму, где «предпринимаются попытки сформировать антироссийские настроения», Бастрыкин также напомнил, что распространённой мировой практикой является установление уголовной ответственности за отрицание или фальсификацию имеющих особое значение для государства и общества исторических событий. Например, в Израиле существует уголовная ответственность за отрицание холокоста.

Ещё одной мерой по противодействию экстремизму должно стать ужесточение контроля за трансграничным движением капитала, в том числе уголовная ответственность за незаконный выпуск и оборот криптовалют.

По мысли главы СК, следует пересмотреть и законодательство о социальном обеспечении, лишив близких родственников лиц, причастных к терроризму, прав на пособия по случаю потери кормильца.

Лицо, которое идет на совершение этих преступлений, должно знать, что не только в случае смерти будет похоронено в безымянной могиле, но и лишит своих близких родственников финансовой поддержки со стороны государства.

Александр Бастрыкин, председатель Следственного комитета РФ