Офтоп
Никита Лихачёв

Ostagram: сервис на основе нейросети, комбинирующий фото и орнаменты в художественные шедевры

С тех пор, как в августе 2015 года немецкие исследователи из Университета Тюбингена представили свою научную работу о возможности переноса стиля знаменитых художников на другие фотографии, начали появляться сервисы, которые эту возможность монетизировали. На западном рынке запустился Instapainting, а на российском — его полная копия Ostagram.

Несмотря на то, что Ostagram запустился ещё в декабре, он начал быстро набирать популярность в соцсетях именно в середине апреля. При этом в группе проекта во «ВКонтакте» на 19 апреля было меньше тысячи человек.

Для использования сервиса нужно подготовить два изображения: фото, которое нужно обработать, и картинку с примером стиля для наложения на оригинальный снимок.

У сервиса есть бесплатная версия: она создаёт изображение в минимальном разрешении до 600 пикселей по наиболее длинной стороне картинки. Пользователь получает результат только одной из итераций наложения фильтра на фотографию.

Платных версий две: Premium выдаёт картинку до 700 пикселей по самой длинной стороне и применяет к изображению 600 итераций обработки нейросетью (чем больше итераций, тем интереснее и интенсивнее обработка). Один такой снимок будет стоит 50 рублей.

В версии HD можно настраивать количество итераций: 100 обойдутся в 50 рублей, а 1000 — в 250 рублей. При этом изображение будет иметь разрешение до 1200 пикселей по самой длинной стороне, и его можно будет использовать для печати на холсте: Ostagram предлагает такую услугу с доставкой от 1800 рублей.

В феврале представители Ostagram написали, что не будут принимать запросы на обработку изображений от пользователей «из стран с развитым капитализмом», однако затем открыли доступ к обработке фотографий для пользователей «ВКонтакте» со всего мира. Судя по опубликованному на GitHub коду Ostagram его разработкой занимался Сергей Моругин, 30-летний житель Нижнего Новгорода.

TJ связался с коммерческим директором проекта, представившимся Андреем. По его словам, Ostagram появился раньше Instapainting, однако вдохновлялся похожим проектом под названием Vipart.

Разработкой Ostagram занималась группа студентов из НГТУ им. Алексеева: после первоначального тестирования на узкой группе друзей в конце 2015 года проект решили сделать публичным. Изначально обработка изображений была полностью бесплатна, а зарабатывать планировалось на продаже напечатанных картин. По словам Андрея, печать оказалось самой большой проблемой: фото людей, обработанные нейросетью, редко выглядят приятно для человеческого глаза, и конечному клиенту нужно долго настраивать результат перед нанесением на холст, что требует больших машинных ресурсов.

Для обработки изображений создатели Ostagram хотели использовать облачные сервера Amazon, однако после наплыва пользователей стало ясно, что затраты на них будут превышать тысячу долларов в день при минимальном возврате инвестиций. Андрей, одновременно являющийся инвестором проекта, арендовал серверные мощности в Нижнем Новгороде.

Аудитория проекта составляет порядка тысячи человек в день, однако в некоторые дни она достигала 40 тысяч человек за счёт переходов с зарубежных СМИ, уже успевших заметить проект раньше отечественных (Ostagram даже успел посотрудничать с европейскими диджеями). По ночам, когда трафик низкий, обработка изображения может проходить за 5 минут, а днём занимать до часа.

Если раньше зарубежным пользователям сознательно ограничивался доступ к обработке изображений (начинать монетизацию думали начинать именно с России), то теперь Ostagram уже больше рассчитывает на западную аудиторию.

На сегодняшний день перспективы окупаемости условны. Если бы каждый пользователь платил за обработку 10 рублей, то, возможно, это было бы окупаемо. […]

Монетизироваться у нас в стране очень тяжело: у нас народ готов ждать неделю, но не заплатит за это ни копейки. Европейцы к этому более благосклонны — в плане заплатить за убыстрение, улучшение качества — поэтому ориентация идёт на тот рынок.

Андрей, представитель Ostagram

По словам Андрея, команда Ostagram работает над новой версией сайта с большим уклоном в социальность: «Будет похоже на один известный сервис, но что делать». Проектом уже интересовались представители Facebook в России, однако до переговоров о продаже дело пока не дошло.

Примеры работ сервиса

На главной странице Ostagram и в его социальных сетях публикуют наиболее удачные примеры использования сервиса: в основном это пейзажи и фотографии девушек.

В ленте на сайте Ostagram можно посмотреть и то, из сочетания каких изображений получились итоговые снимки: зачастую это даже интереснее самого результата. При этом фильтры — картинки, использовавшиеся в качестве эффекта для обработки — можно сохранить для дальнейшего использования.