{"id":1027,"title":"\u0422\u0435\u0441\u0442 \u0441 \u0448\u0438\u0444\u0440\u0430\u043c\u0438 \u0438\u0437 \u0435\u0434\u044b: \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435 \u043d\u0430 \u0433\u043e\u043b\u043e\u0434\u043d\u044b\u0439 \u0436\u0435\u043b\u0443\u0434\u043e\u043a","url":"\/redirect?component=advertising&id=1027&url=https:\/\/tjournal.ru\/special\/kaleidofood&placeBit=1&hash=e78441adfa5541f8325ce7e485d8d6fd14069d5bcc61d540f7081db4446694b7","isPaidAndBannersEnabled":false}
Офтоп
Макс Матвеев

История школьного предмета, которого нет

В СССР секса не было, а в России о нем не принято говорить. И уж тем более представить себе невозможно, что бы кто-то говорил о сексе с детьми. Но было ли так всегда?

В начале прошлого века

О сексе на государственном уровне впервые заговорили еще в начале XX века, сразу после окончания гражданской войны. 20-е годы того века были временем различных общественных, политических и социальных экспериментов. Власть поощряла теоретические исследования и эксперименты в самых разных областях жизни общества, в том числе и в области секуальных отношений.

Первые годы после победы Большевистской революции характеризовались невероятной, даже по сегодняшним меркам свободой нравов. Главное СМИ страны, газета «Правда» писала: «Каждый, даже несовершеннолетний, комсомолец имеет право и обязан удовлетворять свои сексуальные потребности».

Известная деятельница революции Александра Коллонтай выступала за свободную любовь и печатала свою нашумевшую статью: «Дорогу крылатому Эросу». А свободный секс между членами коммун был в то время обычным делом. Именно тогда, по наставлению все той же Коллонтай, выпускавшей книги и статьи пропагандирующие свободную любовь, в экспериментальных школах вводились первые программы по сексуальному образованию детей. А скульптор Меркуров рисовал эротическую азбуку для детей и подростков.

UPD: В комментариях подсказали, что про азбуку, вероятно, фейк. Ссылки на азбуку есть только в блогах. По крайней мере, не смотря на на дату работы (1886-1924) нет упоминаний об использовании её в школах. Прошу прощения.

Тем не менее именно сексуальная «распущенность» стала одной из причин закрытия всех проектов по сексуальному просвещению.

Советская сексуальная революция 20-х годов, обладавшая в отличие от американской сексуальной революции 60-х, огромным административным ресурсом столкнулась ровно с теми же проблемами, что будут во времена хиппи. В условиях низкой культуры быта и антисанитарии, на фоне подобной свободы нравов резко возросло распространение ЗППП. А лечить их в те времена толком не умели, да и средств на это не было. Набор критической массы больных совпал с ужесточение внутрипартийной борьбы, а пришедшие к власти люди были гораздо консервативнее в вопросах морали, чем их предшественники. Буквально за несколько лет риторика газет и лидеров партии кардинально поменялась, а все проекты по сексуальному просвещению были свернуты и забыты на десятилетия.

СССР 60-х и 80-х

Разговоры о необходимости введения в стране сексуального образования возобновятся в СССР только в 1962 году. Правда тогда, половое воспитание мыслилось прежде всего как воспитание нравственное, собственно сексуальное просвещение вызывало у педагогов панический страх и часто объявлялось ненужным. О том, чтобы познакомить подростков с основами контрацепции никто даже не помышлял. И пускай в Академии Педагогических наук СССР был создан сектор "этико-эстетических проблем полового воспитания", он занимался, главным образом, морализаторством, пропагандой полного сексуального воздержания до 20-25 лет и запугиванием подростков ужасными последствиями мастурбации: импотенция, потеря памяти и т.д.

В привычном же для нас понимании эти разговоры притворятся в жизнь только в 1983-85 годы, с введением в школьные программы курсов: "Гигиеническое и половое воспитание" (12 часов в 8 классе) и "Этика и психология семейной жизни" (34 часа в 9-10 классах).

Однако новый курс не был методически подготовлен. Прежде всего, никто не позаботился заранее об обучении учителей особенностям преподавания этого курса. К тому же, учебные пособия для учителей А.Г. Хрипковой и Д.В. Колесова содержали полезные сведения по анатомии и физиологии, но самые важные психологические проблемы отношения полов трактовали примитивно и с заведомо проигрышных охранительных позиций. Учебники для самих школьников сексуальные сюжеты вообще старались обойти. В результате школьный курс, практически оказался мертворожденным и был выведен из программы.

В России

Новым толчком к обсуждению темы сексуального образования в школе стали события 90-х годов, подтверждая тезис о том, что революция сексуальная всегда сопровождает обычную.

В начале 90-х сторонники сексуального просвещения предприняли новую попытку претворения своих идеи в жизнь. И уже в 1993 году первые школы включили в свои программы образования уроки полового просвещения.

Главная героиня этой фотографии-мема и есть Лахова

Одним из главных инициаторов появления образовательных программ по сексуальному просвещению в 90-е годы была Екатерина Филипповна Лахова. Екатерина Филипповна была самой главной феминисткой и инициатором создания программ полового образования в Государственной Думе того времени, а также одним из главных сторонников внедрения в России ювенальной юстиции. Именно она была одним из соавторов федеральной программы "Дети России", составной частью которой была программа "Планирование Семьи".

На последнюю в 1993 году, благодаря стараниям Лаховой был выделен миллиард рублей. А в 1994 уже 2,6 миллиарда (последний раз деньги на эту программу она попросит в 1997 году, сумма составит 16 млрд. рублей, но бюджет выделен не будет). Помимо разработки образовательных программ и сопутствовавших материалов, большая часть выделенного бюджета была отведена под закупку средств контрацепции для подростков.

Но не смотря на одобрение общества (по результатам всероссийского опроса 1991 г. за введение уроков полового просвещения в школе высказалось около 60% населения.) и тот факт, что "Планирование семьи" оказалась одной из немногих успешных федеральных программ, повлиявших на статистику (Число женщин репродуктивного возраста, применявших контрацепцию независимо от партнера возросло с 24,2% до 27,3%. Возрос процент современных способов контрацепции по отношению к "народным". Число искусственных абортов на 1000 женщин снизилось, по данным официальной статистики, с 88 в 1993 до 55 абортов в 1997), сексуальное образование не было включено в школьную программу.

Причиной послужило то, что министерские чиновники не позаботились об информационном, политическом и морально-психологическом обеспечении проекта. Средствам массовой информации и общественности не разъяснили заранее ни его целей и задач, ни того, что это пробная, экспериментальная работа. А консервативные силы не преминули использовать его действительные и воображаемые недостатки, а точнее — саму идею сексуального просвещения, для раздувания политического скандала, и анти-западных настроений, интерпретируя сексуальное просвещение как "падение нравов". В дальнейшем данная идея была взята властью на вооружение, а на школьном сексуальном образовании вновь был поставлен крест.

0
18 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Маленький бокал

Не понравилось. Очень поверхностный материал, полноценного анализа нет, а факты приводятся лишь очень выборочно (и без ссылок на источники). Выводы опять же глубиной не блещут, видно, что у автора понимание социальных и политических процессов лишь на бытовом уровне, и вместо попыток разобраться - просто обобщения.

Ну и ошибки, конечно. В общем еще много, над чем надо поработать, для написания таких статей.

Ответить
11
Развернуть ветку
Маленький бокал

Да, я даже не подумал, что можно полноценный анализ провести, решил просто показать этапы в истории. И выводы на том же стоят - просто факт-другой (как например про рост заболеваний и внутрипартийные разборки) Ссылки буду добавлять. Спасибо)
П.С. Если вдруг у вас найдётся для меня свободная минутка, пожалуйста, скинте ссылку на статью-другую, на которую можно ориентироваться. Если не найдётся времени - не страшно.

Ответить
0
Развернуть ветку
Маленький бокал

Показать этапы истории без анализа невозможно. Я не говорю, что это должна быть развернутая диссертация, можно синтезировать информацию из разных источников в краткое описание, но это должно быть не просто обобщение с примером. Разница в методе и преподнесении информации, и на данный момент этот материал воспринимается на уровне школьного доклада.

Просто факты без контекста и понимания/описания их источников и последствий - это материал из разряда "5 занимательных фактов о сексуальном воспитании". Но как описание исторических периодов развития важного элемента общественных отношений - это слабо, к сожалению.

Статей не приведу, т.к. с темой знаком на диванном уровне, я говорил не столько о предмете статьи, сколько о ее методическом и качественном уровне.

Это не значит, что не надо пробовать, конечно.

Ответить
2
Развернуть ветку
Маленький бокал

помню, как из-за программы "планирование семьи" стебенкова бесновалась. А лахова перековалась, теперь поцреотка и сторонница традиционных ценностей, типа запрета на иностранное усыновление.

Ответить
7
Развернуть ветку
Маленький бокал

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
2
Развернуть ветку
Маленький бокал

А вы помните этот момент? 9 класс. Все ждут урока, когда же будут проходить размножение человека. Многие заранее изучают данный параграф в учебнике, но натыкаются только на сухие предложения и крайне схематичные картинки. Смешанные чувства.

Ответить
5
Развернуть ветку
Маленький бокал

Спасибо, очень интересно, но ошибки и опечатки надо бы поправить

Ответить
3
Развернуть ветку
Маленький бокал

Я не сдам ЕГЭТ_Т
Уже сел снова перечитывать текст. Спасибо

Ответить
1
Развернуть ветку
Маленький бокал

Тем ни менее

Ответить
0
Развернуть ветку
Маленький бокал

Сотри "п.с.". Его надо было либо в комменты писать, либо не писать вообще. Хорошая статья у тебя вышла.

Ответить
2
Развернуть ветку
Маленький бокал

Спасибо)

Ответить
0
Развернуть ветку
Маленький бокал

http://ribalych.ru/2013/04/30/eroticheskaya-azbuka-merkurova-18/ азбука Меркулова нигде не пропагандировалась. тайное увлечение известного чувака. Статья Коллонтай про Эроса - такая муть, что призывы к групповухе и прочим гадостям там может и есть. но. кто в эту бодягу вчитываться будет? в первые годы совка всё, о чем пишет автор , было. но я не думаю что всё это широко пропагандировалось. никто со страниц Правды - главной газеты страны - не вещал: трахайтесь, товарищи! с кем попало и как попало!

Ответить
2
Развернуть ветку
Маленький бокал

Еще из Википедии про "эротическую азбуку": Это фейк. Запущен был недавно. Никаких подтверждений нет. По набору букв сделана до революции. Попытка приписать рисунки скульптору сделана, видимо, в целях затруднения идентификации. В эту статью его пытались "впихнуть" несколько раз. приходилось чистить.

Ответить
1
Развернуть ветку
Маленький бокал

Я проверил, нет упоминаний об использовании азбуки в школах. Ещё раз спасибо)

Ответить
0
Развернуть ветку
Маленький бокал

Благодарю за азбуку, я повелся(

Для многих статья Коллонтай была мутью, я не спорю. Тем ни менее это было. Пусть в основном только в европейской части России, но далеко не только в крупных городах. Как и статья в Правде, если не фотошоп, но изображение было качественное и в каком-то архиве, я постараюсь найти.

Ответить
0
Развернуть ветку
Маленький бокал

"Благодарю за азбуку, я повелся". Не надо меня благодарить. Поправь заметку. Мол, авторство азбуки вызывает сомнение. И... Что ты там говоришь про статью в Правде? Цитата, которая приведена тобою в заметке - из нее почти ничего не следует. Неплохо бы было увидеть скрины из газеты с более "ядреными" цитатами.

Ответить
0
Развернуть ветку
Маленький бокал

Уже поправил.
А более "ядреные" цитаты я находил только в местных, региональных газетах. В Правде - это самая "ядреная". Сейчас бы так в РГ точно не написали)

Ответить
0
Развернуть ветку
Маленький бокал

ок

Ответить
0
Развернуть ветку

Комментарий удален

Развернуть ветку
Читать все 18 комментариев
null