Офтоп
Вадим Елистратов

Завиральная идея: TJ про российский блокбастер «Экипаж»

21 апреля в прокат вышел «Экипаж» — отечественный долгострой и по совместительству вольный ремейк одноимённой советской картины 1979 года. Шеф-редактор TJ, с запозданием посмотревший новую работу Николая Лебедева («Легенда №17», «Звезда»), к своему удивлению обнаружил, возможно, лучший развлекательный российский фильм за долгие годы, да и просто по всем параметрам добротное кино.

Как бы ни хотел показать обратное режиссёр Сарик Андреасян («Беременный», «Мафия», грядущие «Защитники»), публикуя в своём инстаграме картинку с медведем, берущим за грудки Капитана Америка, в последние годы к российским блокбастерам получалось относиться в лучшем случае со снисхождением.

«Для России — неплохо», «Снято местами халтурно, но зато про нас», «Машков хорошо играет, но давайте его хотя бы в каждый третий фильм, у нас актёров что ли больше нет?»

Отечественное развлекательное кино, как явление, вот уже много лет находится в тени своего более опытного и более богатого голливудского брата. Причины хорошо закрепившихся комплексов лежат на поверхности — нежелание смириться с позицией догоняющего и невозможность прыгнуть выше головы.

Каждый «Сарик» мечтает, чтобы его фильм стал «гагаринской ракетой», мировой сенсацией, но от простой арифметики не убежишь. За двадцать миллионов долларов при всём желании не снимешь так, как в Голливуде снимают за двести.

«Экипаж» можно смело назвать лучшим блокбастером в истории нового российского кино именно потому, что он, играя по сути на голливудском поле, удивительным образом всех этих комплексов лишён. В новой работе режиссёра Лебедева совсем не чувствуется извинительного тона.

«Экипаж» — не очередная попытка сделать «как в Голливуде, только подешевле», а самодостаточное кино, главная задача которого состоит в том, чтобы влюбить зрителя в своих героев. А затем — заставить его, зрителя, вцепиться в подлокотники кресел кинотеатра так, словно он сам летит на самолёте, у которого единственный рабочий двигатель недобро «чихает» от вулканического пепла.

В «Экипаже» Лебедев не только не оглядывается на Запад, но и, к счастью, на одноимённую советскую классику ориентируется совсем не слепо. Новый фильм трудно назвать ремейком «Экипажа» 1979 года. В лебедевской картине главные герои — тоже лётчики и стюардессы, которые прилетели спасать людей от извержения вулкана, но на этом сходства заканчиваются.

Каждый зритель, покупающий билет на «Экипаж», хорошо представляет, что он увидит: беглое знакомство с главными героями, извержение вулкана, взлёт в самый последний момент, напряжённый полёт до ближайшего аэропорта и обязательный хэппи-энд. Важна только реализация.

К чести Лебедева ему удалось блестяще пройти каждый из этих этапов, избежав безвкусицы и перегибов. Особенно волнительно было за вступление, однако оно оказалось не только живым, остроумным и по-человечески смешным, но и подготовило почву для многочисленных моральных дилемм, с которыми героям пришлось столкнуться во втором акте.

Тут авторов «Экипажа» можно упрекнуть в нелепой постельной сцене, во время которой кто-то из съёмочной группы как будто плюнул в камеру (неудачная отсылка к оригиналу, где этот эпизод был снят через аквариум), и в том, что главная героиня живёт в квартире из рекламы нижнего белья, а один из главных героев — в апартаментах из ролика апельсинового сока. Однако все эти недостатки компенсируются в том числе и смелой для семейного фильма сюжетной линией про проблемного сына героя Владимира Машкова.

Ближе к середине Лебедев аккуратно подменяет юмор саспенсом (первое столкновение героя Козловского со стихией запомнится надолго) и начинает неизбежную для жанра напряжённую гонку к финалу.

«Экипаж» с его внушительным хронометражем не только не утомляет, но и ни разу не проседает: проблемы в жизни главного героя идут исключительно внахлёст — не давая передохнуть.

Это касается и первой половины фильма — с трудоустройством и личной жизнью протагониста, и второй — со спасением рабочих и отчаянной попыткой долететь до ближайшего аэропорта на двух неисправных самолётах.

Пока Лебедев обстоятельно, без трясущейся камеры и клипового монтажа в масштабных декорациях показывает страшную катастрофу, одно за другим начинают стрелять заблаговременно развешенные им ружья.

Почти для каждого из главных героев у сценаристов нашлось своё испытание, что служит, пожалуй, самому важному для подобного фильма делу — на персонажей не плевать.

Агне Грудите

Но есть в фильме и по-настоящему спорный момент — сюжетная линия пилота в исполнении Агне Грудите. Лебедев создаёт и тут же теряет уникальную возможность показать образ сильной женщины в мужской профессии, которая могла бы если не в одиночку, то хотя бы на пару с героем Козловского всех спасти.

Когда «Экипаж» замирает в шаге от того, чтобы стать смелым для российского развлекательного кино заявлением и, возможно, иконой для местных феминисток, «бабу у штурвала» демонстративно выгоняют из кабины, превращая её в красивого статиста.

С одной стороны, это лишний раз подчёркивает, что «Экипаж» снят без оглядок на Голливуд, где женщину в 2016 году, скорее всего, сделали бы главным героем, а с другой — есть чувство, что именно этой небольшой провокации фильму и не хватило для того, чтобы надолго закрепиться в массовом сознании.

Впрочем, ругать «Экипаж» по большому счёту не хочется, да и не получается. Безусловно, он проигрывает голливудским фильмам в техническом плане, и сцена с пересадкой пассажиров из одного самолёта в другой — чистая фантастика, но в этот раз это всё действительно не имеет никакого значения. Просто потому что фильм Лебедева с уважением относится и к своему сюжету, и к своим героям, и к своим зрителям.

«Экипаж» — это прежде всего захватывающий фильм-катастрофа, который хорош сам по себе, вне контекста, а уже потом пресловутый «российский блокбастер». Кажется, все эти годы именно этой мелочи, именно этой разницы в тональности нам и не хватало.