Офтоп
Вадим Елистратов

Интернет-художник: как зарабатывать на рисовании картинок и мотивироваться к регулярному творчеству

Материал подготовлен при поддержке Samsung.

Антон Гудим

В последние несколько лет пользователи сети пытаются то ли найти, то ли придумать универсальное определение для людей, которые занимаются тем, что рисуют картинки на регулярной основе.

Эти люди — не блогеры и не журналисты. Часто их даже нельзя назвать иллюстраторами — для большой популярности многим из них хватает исключительно навыков любительского уровня.

Недавно их начали называть «пикчерами», однако это определение предназначено всё же только для тех, кто второпях, оперируя простейшими образами, рисует сопроводительные картинки к различным событиям дня.

Но есть множество примеров интернет-художников, креатив которых устаревает не так быстро. Например, странные и в чём-то даже слегка безумные рисунки испанского художника Джоана Корнеллы или легендарный проект Cyanide and Happiness.

Антон Гудим — один из таких художников. Его работы универсальны и за редкими исключениями не требуют перевода на другие языки. Гудим интернет-художник в самом полном смысле этого слова: он не пишет текстов и не сопровождает свои картинки длинными описаниями.

Гудим мыслит исключительно зрительными образами, и потому его работы всегда говорят сами за себя и понятны в любой точке мира. Это не шутки и не комиксы — это визуальные воплощения идей.

Мы поговорили с Антоном о его призвании, узнали, как он себя мотивирует и с какими проблемами сталкивается, а также попросили его проиллюстрировать для нас самые популярные новости TJ ближайших четырёх недель.

Про тебя в сети очень и очень мало информации. Есть публикации в западных СМИ в духе «оцените юмор российского художника», но про самого автора практически ни слова. Давай начнём с того, почему ты предпочитаешь не «светиться»? Насколько я знаю, вот у Дюрана есть похожее свойство.

Цели не светиться вообще нет. Я давал всего 3-4 интервью. Соответственно, когда кому-то интересно — я готов идти на контакт, отвечать, рассказывать, а когда нет, я просто продолжаю рисовать, и это вполне меня устраивает.

Есть творческие люди, у которых публичный образ идёт рука об руку с творчеством. Хотя вот какому-нибудь Канье Уэсту, возможно, было бы лучше молчать и писать музыку, за которую его боготворят многие критики.

Я предпочитаю потратить свободное время на рисование, а не на развитие публичного образа. Часто наблюдаю картину, когда более-менее известные иллюстраторы после 20-30 рисунков начинают организовывать встречи, продают товары, превращают личные паблики в блоги.

В данном случае я ориентируюсь на свои ощущения, как читателя: мне не слишком интересно наблюдать за чужой жизнью, потому сам у себя стараюсь делать только посты по существу.

Формальный вопрос. Как ты себя сам называешь? Иллюстратор, художник? Как корректнее?

Скорее, иллюстратор, хотя по началу и это слово немного резало ухо: казалось, что оно подразумевает много серьёзных умений и специальное образование в придачу.

А у тебя таковых нет? Специального образования? Просто вот у меня как было: я всю сознательную жизнь что-то куда-то писал, а потом за это начали платить деньги. У тебя похожая ситуация?

У меня так же, но специальность на которую я учился и по которой работаю не связана с творчеством совсем.

Что за специальность, кстати?

Техническая, в самом общем смысле я инженер.

Ну вот, встретились два инженера: один — журналист, другой — художник.

Жму руку!

Инженер — это обычно такая очень общая специальность, когда пытаются научить почти всему сразу. Какие-то навыки сейчас используешь из этой сферы?

Иногда я думаю, что в жизни высшее образование мне ничего не дало. Было очень-очень много институтских предметов, которые мне никак не пригодились.

Обучение в институте полезно лишь для того, чтобы работодатель знал, что в целом, ты обучаем и хоть немного усидчив. В работе я просто использую свои способности к обучению и базовые школьные знания в области математики: арифметику и немного системы счисления.

Системы счисления для иллюстраций? Интересно.

Забыл сказать, рисование не является моей работой.

С этого было надо начинать! А что тогда — подработка или хобби, которое приносит деньги?

Хобби, которое иногда превращается в подработку. А работа — обычная инженерская деятельность в области сетевых технологий.

Остановимся на иллюстрациях. Большая часть результатов твоей деятельности в этом направлении — в твоих пабликах?

Да, причём наибольшая — во «ВКонтакте».

Там нет какого-то стабильного графика публикаций? Есть идея — есть пикча? Или уже в определённый момент тикает в голове «надо что-то поставить в паблик»?

Да, буквально с самого момента создания, когда входишь в ритм, постоянно тикает.

Поначалу я, наверное, как и многие, считал, что способен публиковать по рисунку в день, но эта идея быстро разбилась о реалии. В одиночку делать контент хорошего качества ежедневно невозможно.

Для себя я задал ритм — три публикации раз в две недели. Если получается больше — хвалю себя, если меньше — ругаю. В целом, вот уже два с половиной года придерживаюсь подобного графика.

Я достаточно критичен, в том числе и к себе, поэтому, когда знаю, что давно не рисовал, чувствую дискомфорт и угрызения совести.

Это получается, что иногда творчество появляется «потому что так надо» или всё-таки всегда во главе угла идея?

Да, иногда просто надо, иначе можно долго ждать у моря погоды.

Разочарую тех, кто считает что творческие порывы бывают стабильно по расписанию. Увы, это не так.

Иногда идей мало, иногда ты не уверен в том, насколько идея хороша, и да, иногда я просто рисую в стол, потому что знаю, что основная часть аудитории меня не поймёт.

Кстати, откуда они берутся? У тебя все шутки на достаточно актуальные темы — пусть и не сиюминутные. Складывается ощущение, что ты просто ленту новостную просматриваешь и — БАЦ.

Идеи берутся из окружения, я могу ехать на работу и что-то подметить на билборде или в прохожем, могу прицепиться к слову в песне, может что-то врезаться в память во время разговора.

Это непредсказуемый процесс, но я стараюсь учиться придумывать и подмечать, потому что это интересно.

А вот это вот «просто надо» оно чисто для себя? Самомотивация? Или у тебя конкретная цель: что вот в паблике должен быть контент, паблик должен расти?

Для себя, для аудитории. У меня нет конкретной цели, мне просто жутко интересно к чему всё это приведёт.

Пока привело к тому, что у меня берут интервью, это необычно. Пару лет назад я даже и подумать не мог, что такое будет.

Знаю по себе: к творчеству подстёгивает отдача. У тебя в паблике комментарии отключены большую часть времени. Где ты её получаешь?

Не совсем отключены: работы я заливаю в альбом, комментарии в котором может оставить любой желающий, а постом лишь ссылаюсь на рисунок в этом альбоме, так что, комментировать посты нельзя, а комментировать рисунки можно.

В плане отдачи мой ориентир — это отметки «Мне нравится» и репосты. Так как у меня техническое образование, на данные цифры мне даже проще ориентироваться, чем на комментарии.

Негатив бывает? Руки опускались когда-нибудь от такого?

Иногда пишут слова поддержки лично. Многие знакомые-друзья поддерживают.

Негатива достаточно мало, но иногда, конечно, задевает, особенно когда у тебя ещё и свои личные дела не идут, но он тоже подстёгивает — подобная встряска тоже нужна.

У тебя вот картинки такой достаточно нейтральной тональности. Не хотелось сделать себе буст в популярности, забравшись на тему политики, например? Как к Ёлкину тому же относишься?

Определённо нет, политика совсем не вдохновляет. Тесно с творчеством Ёлкина не знаком, но отношусь хорошо.

Есть какая-нибудь картинка, которую ты считаешь главным хитом, главной удачей? Постоянно везде встречаешь.

Их несколько, и я точно не могу сказать какая самая популярная. может быть эта. Вообще, надеюсь, что главная удача впереди.

А как относишься к случаям, когда видишь своё творчество с жуткими артефактами после кучи пересохранений, да ещё и, скажем, без подписи?

Конечно, негативно. Особенно, когда кто-то преподносит это как собственный контент, использует для рекламы или заработка.

Как-то отстаиваешь права? Просишь удалить, в суд идёшь или разводишь руками?

Сейчас во «ВКонтакте» есть сервис, где можно пожаловаться на подобные публикации: обычно после этого пост удаляется, но, понятное дело, за всеми подобными случаями уследить не получается.

Какие интересные примеры были с твоими иллюстрациями? Где-нибудь на троллейбусе напечатали или что-то помельче?

Нет, ничего такого масштабного не видел, обычно воруют по мелочи.

А было такое, что картинку неверно истолковали или ты не просчитал, что кого-то можешь оскорбить, и пришлось извиняться?

Было такое, что говорили, что нравится рисунок, но при этом трактовали его неверно, находили другие смыслы.

Не ставлю себе задачи оскорбить кого-то, поэтому и извиняться не приходится.

Была пара случаев, когда претензии были совсем неадекватные, но это просто по причине совсем иного восприятия мира у людей.

Но бывают же случаи, когда креатив идёт не по плану. Спешно удалять по недосмотру ничего не приходилось?

Было однажды такое, что я срисовал немецкие танки вместо советских и изобразил их у стен Кремля. Для меня это являлось просто неким образом, но нашлось достаточно много тех, кто начал искать в этом злой умысел. Но даже после этого я ничего не удалял.

А что касается деятельности именно пикчера — автора картинок для новостей?

Как я уже говорил, мне интересно придумывать, и это отличая тренировка навыков.

У нас тоже был такой процесс, но картинки делали сами авторы новостей. Зачастую бывало так, что начинаешь писать, а уже в голове готовая картинка. В чём отличие в твоём случае? Читаешь, разбираешься или за какие-то базовые ассоциации хватаешься?

Сразу отмечу, что считаю, что не любую новость можно искромётно проиллюстрировать.

Сравнить эти подходы к «пикчерству» мне трудно, но думаю, что пикчер должен рисовать, а автор должен писать. Лично я стараюсь разобраться, а если это не выходит, то в ход идут базовые ассоциации.

А мемами пользуешься? Насколько я вижу, ты пытаешься свои какие-то готовые формулы формировать? Например, картинки с подписью «Нормально, хорошо, ещё лучше, идеально».

Если мем подходит, то почему нет, хотя лично я не пользовался ещё.

Цели формировать затяжные серии нет, но если новая идея подходит под формат старой, то почему бы не обыграть её в похожем ключе?

По поводу техники рисования, заметил, что ты периодически вставляешь обычные фото фоном. В первый раз с таким сталкиваюсь, это просто экономия времени на второстепенных деталях?

Я так делал раньше: начинал с принтов, поэтому у меня поначалу было достаточно много материала для публикаций, но он был без фона. Соответственно, стоял выбор между отрисовкой и использованием фото.

Уже на тот момент я ставил идею немного выше способов её реализации, поэтому, наверное, я и выбрал использовать фото-фоны. Сейчас я их стараюсь не использовать, но фон так и не стал для меня чем-то важным.

Раз мы зашли на эту тему, расскажи коротко, как ты рисуешь и с помощью чего, сколько на одну картинку времени уходит примерно да и вообще как выглядит процесс, когда уже есть идея в голове.

Рисую пером в Adobe Illustrator. Это удобно, потому что можно рисовать мышкой. Вообще, люблю вектор за то, что можно вносить коррекции формы и размера на любом этапе и результат можно подгонять под любой формат, из минусов — это занимает достаточно много времени. В среднем, на процесс уходит часа три.

Рисую за большим изогнутым монитором Samsung. Раньше работал за экраном попроще — после длительного рисования чувствовал усталость, глаза побаливали, теперь избавлен от этого состояния: не приходится вглядываться, сидишь на комфортном расстоянии, можно даже немного отдалиться в процессе.

Загнутые края создают определённый эффект погружения и к просмотру видео и играм, чем я в последнее время начал заниматься намного чаще.

Если ты рисуешь в векторе, почему картинки публикуешь в относительно небольшом размере? Открываю и хочется побольше.

Так изначально сложилось, что я выбрал формат 640 на 480 и почти всегда его придерживаюсь.

Я люблю простые сюжеты с минимумом кадров и без реплик, и подобный размер изображения хорошо ставит ограничения.

Рисунок в моём понимании должен быть лаконичен, не люблю длинные комиксы и кучу текста: иллюстрация должна заменять текст, а если тебе приходится что-то пояснять дополнительно, использовать реплики, подписи, значит, идея не очень удачна. Или, может, удачна, но в виде текстовой шутки, иллюстрировать которую не обязательно.

А есть у тебя какие-нибудь кумиры в этой области? Те, за кем следишь, или художники, чьими приёмами или стилистикой вдохновлялся?

Я не восхищаюсь именами, я восхищаюсь конкретными работами, есть вещи у одного и того же автора, которые нравятся и не нравятся.

У меня есть друзья, которые тоже рисуют, и, наверное, им было бы приятно услышать, что я вдохновлён их работами, но я не буду этого говорить, чтобы они не расслаблялись.

А комикс-проекты, где работают целые коллективы авторов? Тоже выделить ничего не хочешь?

Нет, я не силён в комиксах. Тут ещё вопрос терминологии: что считать комиксом, а что просто рисунком. Если речь о комиксах, в виде печатной продукции, длинных историй, рассказанных с помощью кадров, то я далёк от такого.

Вот ты говоришь, что шутка для картинки не очень, если её можно просто текстом передать. Не было желания такие идеи не выбрасывать, а воплощать там же — без картинок?

Во-первых, я не умею шутить, и у меня нет такой цели. Я ценю изобретательность, а шутка — это один из способов её представления.

Во-вторых, когда я думаю, то больше оперирую образами, а не словами, а образы правильнее представлять в виде рисунков.

Свои работы я воспринимаю не как шутки, а как идеи.

В течение четырёх недель Антон будет иллюстрировать популярные истории TJ. Вот его первая работа по мотивам новости о короткометражном фильме, который сняли по мотивам комментария на YouTube. Остальные три иллюстрации мы разместили на сайте Samsung.

#СпецпроектSamsung

Посмотреть