Офтоп
Никита Лихачёв

Петербуржец превратил кулинарные Periscope-трансляции в небольшой бизнес

Петербуржец Дмитрий Пошлов, большой любитель вкусно готовить, вместе с женой и друзьями занялся кулинарным сервисом «Домашний кухмейстер»: непрофессиональные повара готовят свои блюда и выставляют их на продажу. Присоединиться к проекту, как и купить готовую еду могут все желающие, а популяризирует своей проект Пошлов через Periscope, привлекая кухмейстеров и клиентов за счёт виральности сервиса. TJ поговорил с основателем «Домашнего кухмейстера» о развитии необычного бизнеса.

С чего начался проект?

Первые задумки о KTChN появились примерно два года назад, тогда к нам активно заходил сервис Uber, а с женой мы уже не раз использовали Airbnb. В голову пришла идея: почему бы не сделать тоже самое, но с едой? Порывшись в интернете, я нашёл множество ресурсов, соответствующих концепции экономики совместного потребления — от сдачи в аренду своего велосипеда до предоставления услуг няни, и, конечно же, Cookapp. Это был решающий момент — раз подобный кулинарный сервис существует на западе, то должен быть и в России.

Пару месяцев обдумывал концепцию KTChN, ведь просто продавать еду из дома незаконно. Так KTChN стал краудфандинговой площадкой для кухмейстеров (участники проекта, кто готовит еду), которые собирают пожертвования на реализацию своей мечты — открытие кафе или кондитерской — а взамен предоставляют заранее известный набор еды, соответствующий размеру пожертвования.

Сайт сделал самостоятельно с помощью конструктора, все фотографии сделала моя жена, логотип и оформление группы придумали совместно. Так практически без финансовых вложений появился стартап KTChN.

Когда вы начали увлекаться кулинарией и почему именно ей? Стереотип — мужчины хорошие повара, но дома не готовят.

Ещё с школьных времён удавалось без труда приготовить что-нибудь вкусненькое, потом были студенческие годы в общежитии. На самом деле, готовить много разных блюд начал примерно два месяца назад с появлением аккаунта в Periscope. Главный стимул — это конечный результат, даже больше люблю вкусно покушать, нежели готовить.

Насчёт стереотипа: знаю несколько поваров мужчин, которые готовят и дома. На мой взгляд, распределение обязанностей в семье должно быть по принципу «у кого что получается», а не «как положено».

Как устроен проект — еда готовится только по предпочтениям пользователей и сразу на заказ? Бывает, что готовите что-то своё, а потом ищете, кто купит?

Основная идея состоит в том, чтобы поделиться лишней порцией еды, которую приготовил для себя. Таким образом, для участия в проекте не нужно тратить много времени — кухмейстером может стать практически каждый. И уже потом постепенно наращивать свое меню, если появляется спрос. Можно приготовить блюдо и под заказ, даже стол праздничный накрыть — это уже всё обсуждается непосредственно с кухмейстером.

Как оказывается, далеко не для всех кухмейстеров (в процессе подключения примерно 10 человек) поступление платежей является основной целью от участия в проекте. Многим просто нравится делиться своими рецептами, общаться, заводить новые знакомства — KTChN этому способствует.

Как с доставкой? Были уже реализации?

Основная идея делиться с людьми, которые рядом — соседями по дому или улице. Доставку можно организовать средствами Uber, имеет смысл делать при крупном заказе.

Реализации есть: нашему кухмейстеру Сергею пришёл заказ изготовить торты в июне месяце.

Я так понимаю, что вы проектом занимаетесь по-серьёзному, есть команда. Чем занимаются ребята?

Игорь занимается продвижением страницы во «ВКонтакте» и инстаграма, а также монтирует видео для YouTube. Моя жена Карина — наш фотограф и оператор, ответственна за контент в Инстаграме. Сергей — шеф-повар со стажем, наш кулинарный гуру — часто консультируемся у него, снимаем совместные видеорецепты. Сергей — основной герой запланированных в мае мероприятий.

Как используете Periscope и почему именно его, а не другие сервисы?

В Periscope показываю процесс приготовления еды, чтобы люди видели в каких условиях, из чего и как готовится блюдо: согласитесь, не во многих ресторанах это доступно посетителям. Альтернатив Periscope по сути нет, прямые трансляции на YouTube и Twitch подразумевают наличие подписчиков, только тогда вас будут смотреть.

Periscope — интерактивный инструмент для привлечения новых подписчиков, обладающий бешеным потенциалом. Мы одни из первых начали вести кулинарные трансляции.

Кстати, всю нашу команду и новых кухмейстеров я нашел именно благодаря Periscope. Порой разыгрываем в прямом эфире порцию блюда за репост.

Другие сервисы также используем: есть канал на YouTube и инстаграм.

О чём обычно говорите с подписчиками, пока готовите?

В основном говорим о приготовлении блюда, часто консультируюсь со зрителями — «добавить ту или иную специю» и так далее. Поскольку есть уже постоянные зрители, не обходится без обсуждения и личной жизни.

Очень часто задают вопросы: «Ты повар? Сколько лет? Где работаешь? Женат? Покажи себя (обращаются к жене, когда она снимает трансляцию)». Уже подумываю футболку с принтом-ответами заказать!

Вся идея — в элементе шоу, или в том, что люди видят, как именно вы готовите?

Основная цель, конечно, показать процесс и условия приготовления блюда. Но и повеселить народ порой удается — особенно когда готовлю какой-нибудь десерт.

Кстати, много рецептов присылают именно зрители.

Каков план? Зарабатываете уже или как и когда собираетесь зарабатывать?

Иллюзий относительно скорой прибыли не питаем, формат новый, предстоит ещё большой объём работ по продвижению, отладки процессов внутри сервиса.

В перспективе монетизация проекта заключается в посреднической комиссии с поступающих платежей (по принципу Uber и Airbnb). Чтобы деятельность кухмейстеров была законна, все платежи должны осуществляться по безналу через общий счёт KTChN.

Краткосрочные планы — намечены два мероприятия. 15 мая встреча на квартире с нашими подписчиками — будем общаться и угощать гостей бургерами абсолютно бесплатно (максимум— за репост во «ВКонтакте»). 21-го мая участвуем в формате «Ресторанного дня» на площадке лофт-проекта «Этажи» — рассчитываем привлечь новых кухмейстеров в проект.

На ближайший год планируем привлечь 50 кухмейстеров и обратить на себя внимание потенциальных инвесторов. Без инвестиций активно масштабировать проект затруднительно.