Офтоп
Вадим Елистратов

Что мертво, умереть не может: почему знать наперёд о событиях популярных сериалов — норма

В ночь с первого на второе мая на канале HBO вышла вторая серия шестого сезона «Игры престолов». В ней произошло событие, которого фанаты шоу ждали много месяцев. Несмотря на то, что россиян новый эпизод застал в выходной день, многие из них всё-таки «словили» существенный спойлер, не успев посмотреть эпизод с утра. По этому поводу шеф-редактор TJ предлагает прекратить прятаться в информационном бункере и наконец-то смириться с новым мировым порядком, в котором о событиях любимых сериалов люди узнают из лент новостей, а не во время просмотра.

«Игра престолов»

Внимание: материал содержит главный спойлер к новой серии «Игры престолов», потому что в этом весь смысл.

Утро второго мая я как обычно начал с открытия своей ленты в Твиттере. Первая запись, на которую упал мой взгляд, гласила: «Всё подтвердилось». Поскольку оставил её человек с персонажем «Игры престолов» на аватарке, в моей голове тут же материализовался топ-10 самых популярных фанатских теорий о том, куда популярное шоу будет развиваться дальше.

В этот момент я уже знал, что произошло, но постарался отбросить эти мысли в самые глубины своего подсознания. Нет, я не словил спойлер, успокаивал я сам себя. Я всё ещё смогу удивиться, когда Джон Сноу драматично откроет глаза в последнем — ну а каком же ещё — кадре.

Спустя час в одном из чатов, где мы с друзьями обмениваемся ссылками и параллельно издеваемся друг над другом, обозреватель TJ Иван Талачёв, только что посмотревший «Игру престолов», написал, что проиграл деньги в споре.

Убедив себя в том, что речь в споре могла идти о том, скажет ли когда-нибудь Ходор второе слово, я продолжил работать, пока знакомая девушка не написала мне: «Блин, я словила спойлер. Хочешь тебе расскажу, чтобы мне было не так обидно?»

Тем временем на англоязычных сайтах вроде Variety начали появляться якобы осторожные заголовки в духе: «Судьба Джона Сноу наконец-то прояснилась», «Теперь мы знаем, что произошло с Джоном Сноу».

Надеяться на то, что крупные СМИ выпустили материалы о том, что Джон Сноу продолжает оставаться мёртвым, было уже слишком глупо.

В этот момент я наконец-то признался себе в том, что словил спойлер.

Чтобы окончательно добить, мне скинули ссылку на статью «Ленты.ру» с заголовком «Фанаты „Игры престолов“ сравнили воскрешение Христа и Джона Сноу» и комментарием: «Вот суки!» Действительно — вот суки.

Ещё спустя несколько минут журнал Entertainment Weekly опубликовал «ядерную бомбу» — обложку, на которой изображён актёр Кит Харингтон с огромной надписью: «Он жив!»

Посмотрев злосчастный эпизод, я всё же получил свою порцию мурашек по коже — сцена хороша — и задумался о том, как бы я воспринял происходящее, если бы не лёг в четыре утра и встал в семь, чтобы посмотреть новую серию, увидев её одним из первых.

В этот момент я вспомнил, что днём ранее, размахивая бокалом вина, с уверенностью говорил друзьям о том, что Сноу оживёт во втором или третьем эпизоде. Хотя бы потому, что в концовке первого зрителям намеренно лишний раз показали силу магии Мелисандры — «красной женщины», которая, как считали фанаты, должна была вернуть Джона к жизни.

Потом я вспомнил, что ещё прошлым летом моя мама, давно прочитавшая все книги, взболтнула мне о том, что в романах Джорджа Мартина есть намёки на возвращение Сноу к жизни.

Как бы я ни пытался убедить себя в обратном, возрождение Сноу никогда не было спойлером. Ни для меня, ни для большинства поклонников сериала.

Единственное, что я узнал, когда «словил спойлер» — это то, что событие, которого я давно жду, произойдёт именно в этой серии.

И потеря эта совсем не велика: с самого начала эпизода становится понятно, что Сноу оживёт именно сегодня. Можно ли считать первые двадцать минут серии спойлером к последним двадцати минутам? Возможно, чтобы искренне удивиться, мне стоило включить сразу концовку?

Чёрт подери, мы все немножко помешались на почве спойлеров.

В действительности в 2016 году знать о событиях популярного сериала наперёд — норма. Общественная дискуссия на этот счёт уже давно завершилась, и победили те, кто неведенью предпочитает информированность.

Спойлеры — часть нашей жизни, продукт естественного человеческого любопытства. Все из нас нет-нет, да и пролистывали пару страниц вперёд в интересной книге, чтобы узнать, что с любимым героем всё в порядке. Теперь мы делаем так все вместе — как сообщество.

Сериалы вроде «Игры престолов» и «Ходячих мертвецов» стали настолько популярными, что вторглись в нашу реальность. Для журналистов быстро рассказать о том, что Джон Сноу воскрес, уже почти также принципиально, как оперативно осветить любую другую новость. Если почитать ту же заметку на Variety, она звучит почти как криминальная сводка из Вестероса — не новость, а простой пересказ сцены шоу.

И ведь даже события дня мы в каком-то смысле употребляем «со спойлерами»: слышим от кого-то из друзей обрывки новости, а потом, если речь идёт о какой-то катастрофе, дома вечером смотрим фотографии и репортажи с места происшествия.

Я ни в коем случае не говорю, что к спойлерам надо стремиться, но и бежать от них в ужасе уже пора перестать. Тем более, когда речь идёт об «Игре престолов», где обсуждение сериала, коммуникация между фанатами, намного важнее, чем он сам. Спойлеры в данном случае не вред — а, напротив, один из столпов, на котором вся эта дорогостоящая медиа-машина держится.

Воистину, в общем, воскрес.