Офтоп
Никита Лихачёв

«Законом не запрещено, парю где хочу»: как новая субкультура стала объектом для насмешки

28 мая в Петербурге во второй раз прошёл фестиваль «Невский вейп», а 26 мая в Ростове — первый фестиваль «Облака». Кубометры дыма, десятки компаний-производителей, сотни участников: молодые люди, активно использующие и пропагандирующие электронные сигареты, очертились в новую субкультуру. Однако усилиями Минздрава она скоро может обрести статус нелегальной, но это лишь будущее, а в настоящем вейперы уже вызвали раздражение в обществе, достаточное для повсеместного издевательства и презрения.

Фото @viktorvoktor

На фоне начавшего действовать в 2013 году антитабачного закона, запрещавшего в общественных местах курение не только сигарет, но и кальянов, активизировалось движение людей, переходивших на другие связанные с дымом развлечения. Если не брать в расчёт криминальный рынок наркотиков, то самым заметным из них стали вейперы — приверженцы электронных сигарет, вместо табачного дыма генерирующих пар из смеси глицерина, пропиленгликоля и ароматических добавок.

Развитие китайского рынка электронных сигарет, параллельные ему популяризация китайских интернет-магазинов и рост цен на табак в России привели к появлению нового огромного рынка сбыта. В мае 2016 года почти в любом городе можно найти по несколько небольших фирм, перепродающих жидкости для парения и сами электронные сигареты, а в крупных городах их десятки.

Вейперы стали по всем признакам обособившейся субкультурой. В Москве и Петербурге открылось несколько специализированных вейп-кафе, где пар от электронных сигарет, похоже, не рассеивается никогда. Отдельные бренды-производители стали узнаваемы в тусовке, в чём-то напоминая стремительно набравшие популярность крафтовые сорта пива. Вейперы узнают друг друга издалека (правда, не заметить их сложно) и объединяются в группы по интересам: кто-то обменивается жижей (так называют испаряемую жидкость), другие делятся опытом в создании собственных модификаций устройств.

Фото @safesmoking

Однако как и в других субкультурах, рост популярности приводит к реакции остальной части общества, и часто она бывает негативной — чужеродные элементы отторгаются. В случае вейперов причин для этого масса: хотя по сути парение мало чем отличается от давно встроившегося в общество курения, скорость популяризации вейп-культуры и агрессивность её отдельных приверженцев сделали своё.

Над вейперами стали насмехаться так же, как когда-то над хипстерами или эмо.

На огромный объём шуток про вейперов в интернете уже успела обратить внимание «Лента.ру».

Распространённое мнение — вейпинг влияет на сексуальные предпочтения.

Вейперов стали сравнивать с другими субкультурами.

Свидетельства проблем вейперов начали искать в известных художественных произведениях, играх и не только.

Вейпинг стал семейной проблемой.

И, конечно, не обошлось без шуток над отличиями от табака.

Проблема субкультуры в самом отделении от общества. Если среди вейперов все относятся к ароматному пару толерантно, то прохожие на улицах, видя густые облака, воспринимают его как дым, и из-за его объёма гораздо более агрессивно. Никто не любит людей, курящих на концертах, где из без того нечем дышать — но ряд вейперов-выскочек отгораживается «безопасностью» пара, и позволяет себе пускать облака даже в ресторанах, где курение запрещено.

Впрочем, вейпинг в общественных местах вскоре, вероятнее всего, окажется запрещённым, и хотя его регулирование напоминает попытку табачных компаний не упустить ускользающую клиентуру, общественное мнение этому невольно поможет. Уже стали появляться новости-страшилки о взорвавшихся около лица электронных сигаретах, и хотя их статистическое значение крайне мало (в сравнении с теми же обычными сигаретами или смертностью в ДТП), их не получается игнорировать.

Опасность, непрестижность и замкнутость вейп-культуры приведут к тому, что она окажется прижатой законами о запрете рекламы, проведения фестивалей и возможности рассказывать о сниженном по сравнению с табаком вреде. В перспективе акцизы могут ввести и на сами устройства, жидкости или специальные ароматические добавки, а там и рукой подать до полной нерентабельности.

Табачные же компании с переменным успехом борются с запретами десятилетиями.