Офтоп
Никита Лихачёв

«Надеюсь, что мы все живём в симуляторе»: главные заявления Элона Маска на Code Conference

1 июня глава SpaceX и Tesla Элон Маск выступил на Code Conference — одной из главных трибун американских лидеров IT-индустрии, где с авторитетными техножурналистами в своё время общались Стив Джобс и Билл Гейтс. Маск в этот раз рассказал о нескольких ключевых направлениях своей деятельности — покорении Марса, развитии искусственного интеллекта и самоуправляемых машинах.

Нейрокружево

Для передачи данных между цифровыми интерфейсами и людьми будет использоваться особая прослойка, помещённая в кору головного мозга — таким рисовал будущее писатель Йен Бэнкс, называя этот интерфейс нейрокружевом. В 2015 году американские исследователи опубликовали научную работу о «вживляемой электронике» — одном из первых прототипов нейрокружева, успешно вживлённом с помощью шприца в мозг мышей и подключённом к компьютеру по проводу.

Идея нейрокружева в том, что при помощи такого полубионического-полуцифрового интерфейса можно принимать сигналы напрямую из мозга. Это увеличивает скорость обмена информацией: люди могут относительно быстро потреблять большие массивы данных с помощью зрения, но традиционные методы ввода — голос или клавиатура — слишком медленны.

Маск считает, что по мере того, как искусственный интеллект начнёт развиваться, люди сменят свою роль с его разработчиков на обслуживающий персонал, а затем — на домашних питомцев. Чтобы не оказаться на задворках цивилизации, человеку придётся модифицировать и себя тоже, и глава SpaceX готов этим заняться.

Думаю, кое-что будет очень важным — не знаю ни одной компании, которая работает над этим серьёзно — нейрокружево. Кто-то должен его сделать. Если никто не сделает, я сделаю. […]

Мне не нравится идея быть домашней кошкой, но каково решение? Я думаю, одно из решений, возможно, лучшее — добавить надстройку в виде ИИ. Третий, цифровой слой, который может хорошо работать в симбиозе [с телом и мозгом].

Элон Маск, глава SpaceX и Tesla

На прямой вопрос журналиста Уолта Моссберга, волнует ли Маска развитие направления ИИ в Google, Facebook и других компаний, тот уклончиво ответил: «Не буду называть имена, но есть только одна [такая] компания» — по всей видимости, намекая, что речь идёт о Google как о самом крупном игроке.

Маск заявил, что по сути люди уже являются киборгами — где-то в сети живёт их цифровая версия в виде электронных писем и профайлов в соцсетях. Нейрокружево может восприниматься как что-то чужеродное, но человеческое тело уже проходило похожую трансформацию, когда суставы и мышцы обзавелись костяным скелетом.

При этом человек уже имеет нечто сродни суперспособности благодаря развитию технологий: «У вас сейчас больше возможностей, чем у президента США 20 лет назад: вы можете получить ответ на любой вопрос, устроить видеоконференцию с человеком в любой точке Земли, послать сообщение миллионам людей в одно мгновение».

Демократия на Марсе

Глава SpaceX напомнил план его компании по годам: в 2018-м он собирается начать доставку грузов на Марс, а также послать туда пустой Dragon Version 2 (семиместный шаттл размером с внедорожник, лететь до Марса в нём не слишком удобно) для испытательных целей.

В SpaceX ожидают, что начнут отправлять людей на Марс уже в 2024 году — прилетят они ориентировочно в 2025-м. Однако постройка большого города на красной планете потребует огромного числа материалов, которые Dragon V2 не смогут перевести достаточно быстро, и для этих целей будут использоваться тяжёлые грузовые ракеты Falcon Heavy: их тестирование начнётся уже в конце 2016 года.

Будущая марсианская коммуна должна будет получить и особую форму политического устройства, считает Маск — прямую, а не выборную демократию. Жители смогут лично голосовать за варианты решения проблем, и такая форма устройства общества поможет снизить уровень коррупции, заявил глава SpaceX.

По мнению предпринимателя, на Марсе должно быть легче отменить закон (40% голосов), чем принять ещё один новый (60% голосов) — это поспособствует уменьшению бюрократии. Кроме того, у законов должно быть нечто вроде срока годности — если через некоторое время за него никто не проголосует снова, значит, закон больше не нужен.

Сам Маск пока лететь на Марс не собирается (хотя и признаёт, что умереть там — не самая плохая кончина), а пока планирует попасть на орбиту Земли в перспективе четырёх-пяти лет.

Конкурент Tesla — Apple, а не Google

Маск пристально наблюдает за усилиями других компанией по созданию самоуправляемых машин, однако его в этом плане больше волнует Apple, чем Google. При этом Google уже годами демонстрирует достижения своей технологии, а Apple пока лишь скрытно работает над зачатками собственного проекта.

Google отлично поработал над демонстрацией потенциала автономного транспорта, но они не автомобильная компания. […] Apple, да, более прямой [конкурент].

Элон Маск, глава SpaceX и Tesla

По мнению Маска, Apple должна была заняться проектом самоуправляемого автомобиля гораздо раньше: деталей проекта конкурента он якобы не знает, но предполагает, что поставки машин точно не начнутся раньше 2020 года.

Это упущенная возможность. В мире примерно дюжина автомобильных компаний такого значения, и максимум, что есть у любой из них — 10% рынка.

Элон Маск, глава SpaceX и Tesla

Жизнь — это видеоигра. Или наоборот

Бывший главный редактор The Verge Джошуа Топольски поинтересовался у Маска, приходила ли ему мысль, что будущая цивилизация сумеет создать альтернативную реальность внутри некой симуляции (вроде «Матрицы»). Если допустить такую возможность, отметил Топольски, то мы, современное общество, может уже быть результатом чьей-то симуляции, и это серьёзный философский вопрос.

Маск ответил, что он становится участником таких обсуждений настолько часто, что уже договорился с братом никогда не поднимать эту тему, сидя в гидромассажных ваннах, потому что это «убивает всю магию». Вернувшись в серьёзное настроение, глава SpaceX провёл параллель с компьютерными играми.

Годы назад у нас был «Пинг-понг» — два прямоугольника и точка. Такие вот были игры. Сорок лет спустя у нас есть фотореалистичные 3D-симуляторы, в которые миллионы людей играют одновременно, и они становятся лучше каждый год. Скоро у нас появится виртуальная реальность, дополненная реальность.

Если хоть какой-то темп улучшений будет сохраняться, вскоре игры перестанут отличаться от реальности. Даже если это будет происходить со скоростью, в тысячу раз меньшей, чем сейчас, этот момент настанет через 10 тысяч лет, что по меркам эволюции ничто.

Раз уж игры когда-нибудь станут неотличимыми от реальности, при этом они будут доступны на любом компьютере, приставке или что там будет в будущем, а таких устройств будут миллиарды, то шанс, что мы останемся в прежней реальности, будет один на миллиард. Cкажите, есть ли в этом доводе что-то неправильное?

Элон Маск, глава SpaceX и Tesla

По словам Маска, если цивилизация перестанет развиваться, то это может быть вызвано неким «злосчастным событием» вроде ядерной войны или катаклизма, которое уничтожит всё живое. «Приходится надеяться, что мы все живём в симуляторе, потому что иначе…» — Маск запнулся, и Моссберг продолжил его речь: «Они смогут его перезагрузить?» Миллиардер ответил: «Либо мы создадим неотличимые от реальности симуляторы, либо цивилизация прекратит своё существование».