Офтоп
Ольга Жигулина

«Наше топливо — идея научного просвещения»

Руководитель популярного некоммерческого лектория «Курилка Гутенберга» рассказал TJ о прошлом и будущем проекта, за четыре года перебравшегося из частных квартир в ультрасовременные залы на 400 человек, о вере в просвещение, а также о запущенной организаторами «Курилки» краудфандинговой кампании.

Фото сообщества «Курилка Гутенберга» во «ВКонтакте»

На Boomstarter собирает средства научно-популярный некоммерческий лекторий «Курилка Гутенберга» — масштабный проект, стремящийся популяризовать науку и рассказать об исследованиях в разных её областях как можно большему кругу людей. Среди лекторов «Курилки» — молодые специалисты и сотрудники лабораторий, известные в рунете популяризаторы науки вроде блогера Виталия Егорова («Зелёный кот») и учёные, такие как биолог Михаил Гельфанд.

Собранные с помощью краудфандинга деньги планируют потратить в первую очередь на покупку оборудования, чтобы повышать качество видеоматериалов, публикуемых в интернете. В качестве благодарности за спонсорские взносы «Курилка» предлагает, например, книги, цифровые фотографии, упоминание в титрах видеозаписей своих лекций и наборы для опытов. Также можно предложить собственную тему для лекции или встретиться тет-а-тет с учёным, специализирующимся в интересующей спонсора области знания.

О том, с чего начиналась «Курилка», и как так вышло, что она остаётся бесплатной — и для организаторов, и для посетителей — TJ поговорил с руководителем некоммерческого лектория Романом Переборщиковым.

Роман Переборщиков

Роман, расскажи, как вообще появилась идея лектория?

«Курилка Гутенберга» появилась в 2012 году на пике хипстерской креативной активности, в качестве альтернативы типичному представлению о процессе обмена знаниями. Суть нового проекта заключалась в создании сообщества людей, делящихся пересказами науч-поп и non-fiction книг. На первых порах в проекте активно обменивались пересказами друзья и товарищи, и встречи проходили на квартире.

Но со временем проект стал находить всё больше сторонников, и организаторам пришлось проводить встречи уже открытого формата, на которые послушать пересказы книг собиралось до 40-50 человек. Основателем и лидером этого неформального движения «книгоманов» на протяжении следующих двух с половиной лет был Михаил Янович, в то время руководивший небольшим издательством «Новый хронограф».

Когда ты присоединился к проекту?

Всё могло бы и дальше так продолжаться, но летом 2014 года на одно из таких открытых мероприятий пришёл я, и не оценил устоявшегося формата. Мне не понравилось, что это были просто пересказы, а не полноценные лекции, на которые это было всё-таки похоже. Не понравилось, что перед аудиторией выступали люди без профильного образования. То есть, книгу по биологии мог пересказывать юрист, по астрофизике — менеджер по продажам, по истории — инженер. Я предложил изменить проект, по сути превратив его в лекторий.

Что самое удивительное, мне дали возможность рулить проектом по собственному усмотрению. Спустя три месяца аудитория проекта выросла вдвое, а еще через месяц я договорился с сообществом «Образовач» о партнёрстве.

По сути, мы прикрепили приставку «лекторий Образовача», сохранив при этом полную самостоятельность, но получив взамен все 80 тысяч подписчиков сообщества в качестве аудитории в интернете. И это был уже совершенно другой уровень для проекта, имевшего до этого две тысячи подписчиков в группе в Фейсбуке.

Насколько другой уровень? В цифрах, если можно?

Мы стали регулярно собирать сначала 250, а потом и 400 человек в зале, помещение в подвале библиотеки на Чистых прудах сменилось ультрасовременными залами, арендной стоимостью до 500 тысяч рублей за вечер, а вместо любителей перед аудиторией стали выступать лучшие популяризаторы России.

За последние полтора года наш лекторий вышел за пределы Москвы, и сейчас стабильно проводит мероприятия в 18 городах России, а с февраля этого года и Белоруссии.

За это время мы организовали больше 150 научно-популярных мероприятий, среди которых были и лекции от крутейших российских ученых, и показы фестивальных документальных фильмов, и презентация космического спутника, и даже выступление Роберта Зубрина, известного американского инженера и популяризатора идеи освоения Марса.

За это время наши мероприятия посетило больше 22 тысяч человек, сделав нас самым посещаемым лекторием не только в России, но и, наверное, в мире, хотя точно утверждать последнее я не берусь.

Но факт есть факт, благодаря нам лекционные мероприятия вошли в тренд, и теперь у каждого уважающего себя вуза, музея, парка, и даже СМИ обязательно есть собственный лекторий.

При этом весь проект является абсолютно некоммерческим. На каждом мероприятии нашего лектория — свободный вход для всех желающих, аренду ни за площадки, ни за оборудование мы не платим, гонорары выступающим также не выплачиваем.

Сколько человек сейчас работают над лекторием?

Весь проект существует благодаря труду волонтёров, и если по состоянию на 1 января 2015 года я был единственным организатором, то сейчас в проекте активно участвует не менее 80 человек со всей страны и ближнего зарубежья, и с каждым месяцем желающих присоединиться становится больше.

Так же, как и в 2012 году, проект движим идеей, но вместо развития идеи пересказов книг, теперь наше топливо — идея научного просвещения.

Кстати, почему проект некоммерческий? Это какая-то принципиальная позиция?

Если основной заинтересованной стороной в просвещении общества выступает государство, нет гарантии, что популяризация науки не сменится пропагандой идей, угодных государству. Если основной заинтересованной стороной будет бизнес — нет гарантии, что однажды коммерческий интерес не станет выше принципов свободного доступа к информации, а также не превратит науку в набор ярких фантиков без пояснений.

Создавая «Курилку» как лекторий, я с самого начала вкладывал в неё идею, что просвещение общества — дело рук самого общества. Мы сами должны быть и главным потребителем, и главным генератором научно-популярного контента.

Какими ты видишь перспективы?

Сейчас у меня нет представления о том, каким проект будет ещё через два года, но среди проблем, которые мы хотим решить, — отсутствие у волонтёров качественного оборудования для записи лекций.

С начала 2015 года мы записали, смонтировали и выложили в открытый доступ около 250 лекций, которые в сумме набрали более 500 тысяч просмотров. Некоторые лекции просмотрели более 20 тысяч человек! Это говорит о преимуществе распространения лекций в интернете над выступлениями даже в самых больших залах.

Как появилась идея прибегнуть к краудфандингу?

К сожалению, уже год мы бьёмся над проблемой отсутствия качественного аудио- и видеооборудования, и месяц назад мы запустили краудфандинговую кампанию на эти цели.

Надеемся, люди поддержат наш проект, и мы сможем купить необходимое количество видеокамер, чтобы распространять лекции только в HD. Можно даже сказать, что краудфандинг — это форма проверки общества на то, готово оно самостоятельно поддерживать научное просвещение, или мы и дальше будем заложниками всеобщего нигилизма.

Если вы всё же не успеете удачно завершить кампанию, сможете ли забрать собранную часть? И если да, то на что в первую очередь потратите средства?

Мы всё же планируем за последние дни кампании собрать всю необходимую сумму, но если нам не повезёт, то у нас будет возможность забрать собранную сумму. Её должно хватить на аудиооборудование для большей части наших филиалов.

Даже самый лучший фильм останется без зрителей, если звук будет, как в консервной банке, — а для лекций это особенно критично.

После этого по значимости — закупка видеокамер и штативов к ним в равной пропорции. Один полный комплект оборудования стоит около 55 тысяч рублей, а для всех восемнадцати филиалов нам надо около миллиона рублей. Это серьёзная сумма, и её нелегко собрать, но с помощью краудфандинга вполне подъёмная.

В нашей стране живёт 144 миллионов человек, и я уверен, среди них есть немало людей, которые оценят то, чем мы занимаемся.