Офтоп
Анатолий Чиквин

Три истории о самозанятости и выходе из тени

История с самозанятыми гражданами (то есть теми, кто работает, не имея ни работников, ни работодателей) вышла на новый виток. Во времена жёсткой нехватки денег об этой категории населения вспоминают всё чаще и чаще, однако воз и ныне там — люди не торопятся выходить из тени. Далее — подробный разбор полётов о том, почему так и чего стоит ожидать в ближайшее время.

История с патентами

Ещё в октябре 2015 года «Российская газета» писала о том, что, по данным Минтруда и Росстата, 12 миллионов россиян трудоспособного возраста официально нигде не трудоустроены и, кроме как наличием паспорта, со страной вообще не связаны. После резкого повышения страховых взносов для индивидуальных предпринимателей в конце 2012 года с учёта в налоговых органах снялись более 700 тысяч ИП. С тех пор с углублением экономического кризиса ситуация только усугублялась — по различным оценкам, до 25 миллионов россиян «ушли в тень», предпочитая работать неофициально. Для сравнения — всего в различных организациях трудоустроены более 51 миллиона граждан.

Минэкономразвития России уже предлагало ввести с 1 января 2015 года закон о введении особой патентной системы для «предпринимателей без наёмных работников», которым предусматривалась бы возможность гражданин заниматься предпринимательской деятельностью без государственной регистрации на основании приобретения патента. На этом этапе государство полагало (и не без оснований), что многих «сам себе бизнесменов» отпугивает бюрократическая процедура регистрации и ликвидации ИП.

Идея показалась перспективной — Правительство РФ её поддержало, а Дмитрий Медведев в апреле 2015 года заявил даже, что:

В самое ближайшее время в рамках «антикризисного плана» мы собираемся расширить возможности применения специальных налоговых режимов, ввести патент для самозанятых граждан и установить возможности уплаты самозанятыми гражданами налогов и страховых взносов по принципу одного окна.

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев

В июле 2015 года в Налоговый кодекс были внесены измененения, значительно расширившие перечень видов деятельности, на которые распространяется патентная система налогообложения. Наиболее активный депутат в Государственной Думе, который занимался этим вопросом — депутат от «Единой России» Рафаэль Марданшин — не успокоился и уже в сентябре 2015 года предложил включить в перечень и независимых журналистов.

Рафаэль Марданшин

Однако, как уже и было сказано в самом начале этой статьи, в октябре 2015 года Минтруда всё также продолжало фиксировать уход предпринимателей «в тень». Уровень самозанятости в России уже достиг 21,3% от всех работающих и медленно, но верно продолжал расти.

История с добровольной регистрацией

Болезненный для российского правительства вопрос о самозанятых гражданах вновь зазвучал зимой 2016 года. На совещании у Президента РФ Владимира Путина первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил:

Мы должны определить статус самозанятых граждан и дать возможность таким гражданам себя проявить, в легализованном виде зарегистрироваться… Мы должны не допустить различных схем ухода от налогообложения.

первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов

То, что речь идёт теперь уже не о патентах, а о некой регистрации, было понятно не сразу — до тех пор, пока 6 февраля 2016 года Дмитрий Медведев, выступая на XV съезде «Единой России», не предложил новый механизм:

Часто слышу такие предложения: пусть они зарегистрируются как индивидуальные предприниматели или приобретут патент, заплатив государству энную сумму, которая, как правило, определяется аппетитами ведомств. Предлагаю другое решение: пусть самозанятые люди уведомляют налоговую службу о своей работе. И с момента подачи этого уведомления будут освобождены от уплаты налогов на 2–3 года

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев

Премьер добавил, что таким образом правительство рассчитывает «создать атмосферу доверия между налогоплательщиком и государством», поскольку даст самозанятым уверенность, что их не привлекут к ответственности за неуплату налогов, за незаконную предпринимательскую деятельность, а государство, в свою очередь, сможет оградить самозанятых людей от поборов и взяток .

Буквально через неделю после этого, 14 февраля министр экономического развития Алексей Улюкаев в эфире программы «Поздняков» на НТВ сказал:

Мы говорим об упрощении систем получения патентов. И вот новый шаг для самозанятых — даже не нужно будет получать патент как таковой, нужно просто зарегистрироваться в системе, в реестре соответствующем, который будут вести федеральные налоговые службы. И в течение первых трёх лет затем не последует никаких налоговых или страховых последствий. Достаточно будет того, что вы просто обозначились как легальный субъект, который оказывает соответствующие услуги.

Министр экономического развития Алексей Улюкаев

Тогда же помощник министра Елена Лашкина выступила с дополнительным разъяснением о том, что перечень видов деятельности, на который будет распространен новый режим, ещё предстоит определить совместно с предпринимательским сообществом и регионами.

Однако уже через две недели, 26 февраля тому же Дмитрию Медведеву пришлось сделать несколько оговорок, чтобы революционное предложение главы правительства не было воспринято слишком радикально, как налоговая индульгенция:

Мы, конечно, имели в виду налоговые каникулы в узком смысле этого слова. Если говорить о социальных платежах, то в этом как раз был основной смысл — мы исходим из того, что такого рода индивидуальные предприниматели должны участвовать в формировании своих пенсионных прав

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев

Таким образом, чиновники передумали отменять страховые взносы для самозанятых граждан или вводить по ним льготы (в чём, собственно, и была привлекательность новой системы). а без этого о перспективах системы судить сложно.

Тем не менее, 18 марта Министерство финансов России всё-таки опубликовало законопроект о введении для граждан, которые осуществляют деятельность, приносящую доход, но не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, возможности добровольного уведомления органов ФНС об этом, с последующим освобождением их от уплаты налогов на 3 года. Текст должен был появиться на портале 31 марта 2016 года, однако по состоянию на сегодня, 17 июня, его там нет.

История с ремесленными палатами

Депутат от «Единой России» Рафаэль Марданшин, который торпедировал эту тему и ранее, не успокоился на достигнутом и продолжил генерировать новые формы легализации для самозанятых граждан. Буквально вчера, 16 июня 2016 года, он внёс в Государственную Думу законопроект о легализации ремесленной деятельности и создании ремесленных палат в России.

Наша задача — улучшить условия для работы ремесленников, позволив им выйти из тени

Рафаэль Марданшин

По замыслу Марданшина, ремесленничество — это изготовление товаров, выполнение работ или оказание услуг вручную и с использованием средств механизации — то есть практически всё то, чем занимаются «сам себе бизнесмены». Однако главная новация законопроекта, конечно же, не в этом. Депутат предлагает создание организаций, образующих инфраструктуру поддержки ремесленников – центры ремёсел. Все они, по предложению единоросса, должны входить в ремесленную палату субъекта Федерации, а палаты субъектов, в свою очередь, будут входить в Ремесленную палату России.

Предложение Рафаэля Марданшина, надо отметить, основано на конкретном практическом опыте регионов — так уже сейчас, например, работают ремесленные палаты в Ульяновской, Ярославской областях и в Санкт-Петербурге.

Существенным недостатком проекта закона являются крайне размытые формулировки о той помощи, которую государство будет оказывать официально зарегистрированным ремесленникам — он не устанавливает конкретное определение финансовой помощи, а также её размер.

Тем не менее, автор полагает, что социальная защищённость самозанятых от нововведений вырастет, как и конкурентоспособность самих ремесленников.