Офтоп
Вадим Елистратов

Диалоги о рыбалке: TJ о фильме «В поисках Дори»

16 июня в российский прокат вышел анимационный фильм в «В поисках Дори» — первая работа студии Pixar после её самого крупного творческого и кассового провала, «Хорошего динозавра». Шеф-редактор TJ посмотрел картину и лишний раз убедился в том, что если Pixar делает сиквел, то гармонично дополняет оригинал, а не дискредитирует его.

Пытаться сравнивать между собой «В поисках Дори» и «В поисках Немо» — занятие более чем бестолковое. Автор этого текста посмотрел оригинал в свои четырнадцать лет, и в силу возраста история трёх незадачливых рыбок приземлилась в его подкорке где-то рядом с «Королём-львом» и другой классикой, которая уже не подлежит критическому восприятию.

Даже если бы «В поисках Дори» почти ничем не отличался от оригинала, он всё равно бы смотрелся иначе. Ведь, прежде всего, за прошедшие годы сильно изменились мы сами.

В далёком 2003 году Дори была просто синей рыбкой, а теперь через её мимику и внешность отчётливо проглядывается американская телеведущая Эллен Дедженерес с тянущимся за ней амбре ЛГБТ-иконы.

И этот эффект относится не только к актёрам. 13 лет назад казалось, что чем больше ярких второстепенных персонажей в сюжете — по одной смешной сцене на каждого — тем лучше, а теперь за ними видится только желание боссов Disney получить разнообразную линейку игрушек.

Впрочем, авторов «В поисках Дори» едва ли можно обвинить в заслоняющей творчество жажде наживы. У Pixar в очередной раз получилась самая лучшая разновидность сиквела — такая, без которой оригинал кажется неполным.

Идея нового фильма была слишком очевидной, чтобы её игнорировать, и в то же время крайне сложной в исполнении. Дори — единственный персонаж «В поисках Немо», в чьей истории оставались тёмные пятна. Однако для того, чтобы соорудить полнометражную картину вокруг рыбки, чьей памяти хватает на несколько минут, нужно было обладать недюжинным талантом и изобретательностью. К счастью, Pixar хватило и того, и другого.

Сиквел — уже не роуд-муви на океанском дне, а, скорее, грандиозный фильм-побег. В морской заповедник, конечную точку своего путешествия, герои прибывают спустя несколько минут после открывающих титров и остаются в ней почти до самого финала.

Из-за радикальной смены декораций «В поисках Дори» разительно отличается от первой части: для картины про говорящих рыб в фильме неприлично много сцен, происходящих за пределами воды.

С перемещением в заповедник и сопереживать главным героям стало намного проще. Хотя бы потому, что неконтролируемая толпа детей, распускающих свои руки, — более понятный источник дискомфорта для зрителя, чем самые страшные морские хищники.

В дополнение ко всему прочему из-за смены декораций в «Дори» стало намного больше изобретательного экшена и появилась остроумная находка локализаторов, сделавших полноценным героем русской версии фильма Николая Дроздова (в оригинале — Сигурни Уивер).

Что может несколько огорчить (или обрадовать) поклонников первой части, так это смещение фокуса с Марлина и Немо на другой тандем — Дори и осьминога Хэнка. Рыбы, отец-клоун и сын-клоун, своё родовое название оправдывать не начали, но явно ушли на второй план, от чего иногда даже кажутся ненужными.

Неожиданная главная звезда нового фильма Хэнк — осьминог, который больше всего хочет уйти на осьминожий аналог пенсии, уехав в кливлендский заповедник (даже от одного названия хочется зевать). Он мечтает никогда больше не сталкиваться с открытыми водами, от которых за свой век порядком настрадался.

План Хэнка мог бы успешно реализоваться, если бы в его жизнь не ворвалось стихийное бедствие в форме маленькой синей рыбки, которая за считанные часы вновь научила его жить и любить.

Отношения между Дори и осьминогом — самое красивое и трогательное, что есть в фильме.

Если «В поисках Немо» семейные ценности олицетворяло возвращение главных героев домой, то «В поисках Дори» делают эту концепцию ещё чище. Новый фильм Pixar рассказывает уже о том, что дом — это никакой не уютный коралловый риф, а место, где в данный момент находится твоя семья — будь то кровные родственники или духовные.

Сама же Дори придаёт фильму мотивационный заряд, напоминая зрителю, что для достижения своей цели чаще всего нужно просто отбросить в сторону тяжёлые мысли и невозмутимо начать движение вперёд, а там уж всё само собой как-нибудь сложится.

Pixar легко обвинить в сюжетных махинациях (память Дори становится хорошей и плохой тогда, когда это удобно сценаристам) и избыточном количестве флешбеков, однако это не имеет значения, так как студии удалось достигнуть самого главного.

После «В поисках Дори» появляется ощущение, что «В поисках Немо» стал ещё лучше, а вместе с ним рождается и желание увидеть триквел, чтобы узнать, что же так травмировало осьминога Хэнка.

Новый герой настолько сильно понравился самим Pixar, что все финальные титры аниматоры посвятили неиспользованным идеям сцен с его участием. А если вспомнить гениальный игрушечный Холокост из «Истории игрушек 3», гипотетический «В поисках Хэнка» хочется увидеть ещё сильнее.