Офтоп
Вадим Елистратов

Почему алгоритмическая лента в Инстаграме — не предвестник смерти сервиса, а способ её избежать

Последние изменения в Инстаграме, включая новую разноцветную иконку, чёрно-белый дизайн приложения и алгоритмическую ленту, вызвали массовые недовольства пользователей. По этому поводу редактор портала The Next Web Эш Рид объяснил, почему кардинальные изменения необходимы для продолжения развития соцсети и почему отказ от хронологической ленты — это способ спасти сервис от судьбы MySpace.

Для кого меняются социальные сети

Пользователи зачастую настолько сильно привыкают к социальным сетям, что с определённого момента начинают думать, что эти сервисы принадлежат им, а не создателям. Однако время от времени сотрудники IT-компаний вроде Facebook или Twitter напоминают своей аудитории, что это не так, внося радикальные изменения в продукт на своё усмотрение.

Несмотря на то, что многим пользователям может показаться, что такие реформы идут во вред, чаще всего они предпринимаются именно в интересах аудитории. Несколько лет назад Facebook ввёл алгоритмическую ленту, которую люди сначала приняли прохладно, а затем всё-таки оценили её преимущества.

Если бы не алгоритм, пользователи Фейсбука сейчас бы получали в своей ленте в среднем по 1500 записей в день, пропуская большую часть из них, включая действительно важные и интересные. При этом, настраивая ленту, разработчики стояли на стороне аудитории, поднимая приоритет для постов друзей и уменьшая его для постов различных брендов.

Замена избранного на лайк в Твиттере, несколько видов лайков в Фейсбуке, приснопамятное превращение стены в микроблог во «ВКонтакте» — всё это, так или иначе, в конечном итоге принесло больше пользы, чем вреда. Чем больше взаимодействий, тем точнее работают алгоритмы, тем более релевантный контент видит пользователь.

Кризис «среднего возраста»

После введения алгоритмической ленты в Инстаграме многие пользователи начали пророчить сервису скоропостижную смерть, однако в действительности работники компании, напротив, пытаются её таким образом избежать.

Как показало исследование Швейцарского государственного технологического университета, опубликованное в 2013 году, коллапс соцсетей MySpace и Friendster с сотнями миллионов пользователей случился из-за того, что люди в них чувствовали себя недостаточно связанными друг с другом.

В истории любой соцсети наступает такой момент, когда контента в ней становится слишком много, из-за чего пользователи всё чаще пропускают действительно важные для них записи от родных и друзей.

Этот момент в 2015 году наступил и для Инстаграма. Согласно статистике, опубликованной его основателями, средний пользователь сервиса пропускал 70% снимков в своей ленте. Алгоритмическая лента была введена именно для того, чтобы оставшиеся 30% были наполнены самым качественным контентом.

Это изменение позволит Инстаграму расти, но в то же время сохранить у пользователей ощущение близости к узкому кругу друзей. По этой же причине — чтобы не повторить судьбу MySpace — алгоритмические ленты ввели Фейсбук, Твиттер и «ВКонтакте».

Как «взросление» соцсети влияет на рекламу

Введение алгоритмической ленты является, скорее, не признаком скорой смерти соцсети, а признаком её «взросления», которое у Фейсбука произошло несколько лет назад, а до «ВКонтакте» и Инстаграма добралось только сейчас.

Когда сервис только появляется, рекламодатели чаще всего полагаются на «органическую» рекламу — например, записи в популярных сообществах. Такая реклама стоит существенно дешевле и в случае, если контент сам по себе хороший, она может оказаться очень эффективной.

Однако когда социальная сеть получает всемирную известность, эффективность такой рекламы падает из-за всё того же переизбытка контента.

В этот момент ключевую роль начинает играть платная реклама — более дорогая, но более точно попадающая в аудиторию. С введением алгоритмической ленты, снижающей приоритет для записей популярных брендов, такое продвижение становится ещё более эффективным. Вместе с самой соцсетью «взрослеет» и создавшая её компания, которой нужно постоянно наращивать прибыль.

Как много пользователей действительно уходят из сервиса после серьёзных изменений

В 2014 году компания Penn State провела исследование того, как пользователи реагируют на глобальные изменения в социальной сети. Предметом изучения стало именно введение алгоритмической ленты в Фейсбуке.

Как удалось выяснить Penn State, 78% пользователей оценили изменения в соцсети с точки зрения своего личного опыта. У 64% людей алгоритмическая лента вызвала стресс и только 20% посчитали её чем-то позитивным.

Неприязнь к изменениям вызвана чувством потери контроля. Как отмечают исследователи, пользователи Фейсбука выступали против реформ просто потому, «что новый интерфейс отличался от того, к которому они привыкли». У большинства опрошенных возникало чувство, словно они являются частью некого регулируемого сообщества, а не потребителями продукта.

Больше 64% пользователей Фейсбука попытались противостоять изменениям, требуя у Facebook вернуть всё, как было, вместо того, чтобы попытаться овладеть новым интерфейсом.

Согласно исследованию, у аудитории соцсети было всего две стратегии по выходу из этой ситуации: принять изменения или отказаться от услуги. Несмотря на большое количество угроз, в случае с Фейсбуком очень мало людей действительно ушло из соцсети. Абсолютное большинство пользователей продолжает регулярно прибегать к услугам сервиса.

Что дальше

После введения алгоритмической ленты аудитория Фейсбука только росла, а вместе с ней и его прибыль. Как полагает The Next Web, Инстаграм пойдёт по тому же сценарию: небольшой процент пользователей покинет сервис, но основная их масса примет изменения.

Ещё в середине мая редактор The New York Times Майк Айзек на примере новой иконки Инстаграма объяснил, почему недовольство пользователей никак не повредит сервису.

Всё недовольство сойдёт на нет, как уже не раз бывало с Фейсбуком и Твиттером. Инстаграм достиг критической массы. Вы думаете, что «неоновая» иконка уродлива, но я гарантирую, что завтра вы вновь запустите это приложение как ни в чём ни бывало.

Майк Айзек, редактор The New York Times