Офтоп
Ольга Жигулина

«Они просто более низкого уровня»: рунет возмутило противопоставление жителей центра и окраин Москвы

27 июля одной из самых обсуждаемых в рунете стала дискуссия жителей района Патриарших прудов в центре Москвы, устроенная «Афишей Daily». Этот район регулярно мелькает в СМИ — например, из-за конфликта между обитателями жилых домов и владельцами заведений, или после решения московских властей обязать расположенные на Патриарших кафе и рестораны закрываться в 23:00. Особенности риторики некоторых участников беседы и привлекли внимание блогеров.

Вечером на Патриарших. Фото КП

В инициированной «Афишей» беседе приняли участие семь человек: журналист Анна Монгайт, бывший вице-президент «Альфа-банка» Александр Гафин, архитектор Евгений Асс, владелец бара на Патриарших Ханс Кульман, совладелец ресторана Максим Ливси, президент фонда «ОРБИ» Дарья Лисиченко и публицист и архитектор Елена Котова.

Котова рассказала, что, по её мнению, добиться обратной связи от московских властей жителям Патриарших удалось из-за того, что в районе прудов «живут уважаемые финансисты, писатели, масса людей из глянцевых журналов, у которых громкий голос, и Стас Белковский, и Божена Рынска, и вот с ними приходится разговаривать властям».

Ливси признался, что сам однажды пожаловался на большое количество джипов возле местного ресторана. По его словам, среди номеров автомобилей было множество чеченских, и свою жалобу он адресовал Рамзану Кадырову, обратившись к тому через Инстаграм.

Я, как старуха Шапокляк, каждый вечер звонил в милицию и просил отогнать машины с тротуаров. Ну с коляской невозможно пройти! Они приезжали, люди из этих припаркованных джипов им показывали удостоверения полковников милиции, и они уезжали.

И потом я в Инстаграме обратился к Кадырову; мне ответили, что меры примут, что если ещё будут проблемы, звоните — оставили номер мобильного. Я не звонил, но какая-то надежда у меня появилась.

Максим Ливси, ресторатор

Также Ливси рассказал, что на Патриарших «жители относятся к нижним этажам зданий как к своей собственности» и могут не дать заведению работать, поэтому владельцы кафе и ресторанов предпочитают не идти на конфликт. При этом собеседники отметили, что у обитателей района развито ощущение соседства.

Прелесть этого района — и, может быть, одна из его проблем — социально однородные жители. Ну, ребят, давайте называть вещи своими именами: мы все здесь одного круга. Поэтому у нас особые отношения, поэтому мы друг друга любим, поэтому можем друг с другом общаться. Вопрос в другом: как мы относимся к тем людям, которые приезжают к нам гулять из Бирюлёво.

Елена Котова, публицист и архитектор

Элитный статус Патриарших поставил под сомнение Асс. Архитектор признался, что дом, в котором он живёт, построил его отец, однако район во времена его детства был «полутрущобным» и состоял из коммуналок. Асс напомнил, что район не принадлежит отдельным жителям, и как бы его ни старались «закрыть», обитатели других районов города будут в него стремиться.

Только законом и какими-то реальными действиями можно их воспитать. С ними говорили во время советской власти — у Булгакова в «Мастере и Маргарите» и в «Собачьем сердце» все это описано.

Александр Гафин, бизнесмен

Участники беседы поспорили и о том, можно ли называть тех, кто живёт на окраинах и приезжает гулять в центр, попутно нарушая сложившиеся в районе правила совместной жизни, «саранчой».

Они просто более низкого уровня. Давайте называть вещи своими именами.

Елена Котова, публицист и архитектор

Комментаторы в рунете упрекнули некоторых участников беседы в высокомерии. Например, сооснователь агентства «Мохнатый сыр» Игорь Белкин сравнил беседу с сюжетной линией Fallout 3 и обратил внимание на то, что Елена Котова становилась фигуранткой уголовного дела.

Дискуссию разнесли на цитаты в Твиттере, продолжив сравнивать жителей Патриарших и жителей Бирюлёво в пародийном ключе.