Офтоп
Вадим Елистратов

«Чтобы разврата не было»: дискуссию о женском обрезании в Дагестане довели до генпрокурора

После публикации 15 августа доклада «Правовой инициативы по России» о женском обрезании в Дагестане председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев сначала выступил в поддержку этой традиции по всей России, а спустя всего несколько часов отказался от своих слов. Его заявления стали главной темой дня в соцсетях, а также поводом для обращения певицы Дианы Гурцкаи к генпрокурору Юрию Чайке с просьбой провести проверку по вопросу этих обычаев.

Обновление на 18:30: верховный Муфтий России назвал обрезание девочек «проявлением жестокости».

Обновление на 19:30: Исмаил Бердиев в разговоре с «Медузой» назвал свои слова об обрезании «шуткой».

Владимир Путин и Исмаил Бердиев

15 августа фонд «Правовая инициатива по России» (SRJI) опубликовал доклад о практике женского обрезания в Дагестане. По словам активистов, до последнего времени в России «предпочитали закрывать глаза» на то, что девушки в Дагестане ежегодно становятся «объектом насилия и жестокого обращения со стороны своих родных и близких».

Сегодня в мире по оценке ООН живёт около 200 миллионов девочек и женщин, подвергшихся той или иной форме калечащих операций на женских гениталиях, и как минимум ещё три миллиона ежегодно подвергаются риску этой практики. Часть из них проживает в нашей стране, в Дагестане, где они в младенчестве проходят уродливый по своей сути и назначению обряд обрезания.

из доклада SRJI

Сотрудники SRJI опросили женщин, подвергшихся обрезанию, с Юго-Восточных районов Дагестана, а также Кизилюртовском, Кизлярском и Тарумовском районах.

В процессе исследования выяснилось, что подобная практика распространена локально в отдельных высокогорных районах. Наибольшую популярность она имеет среди народов из восточного Дагестана.

Чаще всего операции проводятся на дому людьми без медицинского образования. Обрезания делают девочкам до трёх лет (иногда в более позднем возрасте — вплоть до 12), чтобы «подавить чувственность» и подготовить девушку к «жизни в патриархальной семье». Операция включает в себя удаление клитора или его части, малых половых губ, а также кровопускания и надрезы.

Сразу после публикации доклада муфтий Исмаил Бердиев впервые прокомментировал практику обрезания, общаясь с изданием «Говорит Москва».

Насколько я знаю, это делается для того, чтобы женскую прыть немного успокоить. Здоровью это абсолютно никак не мешает.

Исмаил Бердиев, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

17 августа уже в разговоре с «Интерфаксом» Бердиев открыто поддержал обрезание, призвав распространить эту практику на всю Россию и даже весь мир.

Надо всех женщин обрезать, чтобы разврата не было на Земле, чтобы сексуальность уменьшилась.

Необходимо снизить сексуальность женщин. Если бы это было применительно ко всем женщинам, это было бы очень хорошо.

Женщину Всевышний создал для того, чтобы она рожала детей и их воспитывала. А [обрезание] не имеет к этому никакого отношения. Женщины от этого не перестают рожать. А вот разврата было бы меньше.

Исмаил Бердиев, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

Спустя несколько часов Бердиев отказался от своих слов, заявив, что призывал не обрезать женщин, а, скорее, решить проблему «разврата».

Я не призываю обрезать женщин: это не предписывает ислам, и это просто невозможно. Я говорю о проблеме разврата, о том, что существует проблема, с которой нужно что-то делать.

Исмаил Бердиев, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

Вскоре председатель комиссии Общественной палаты РФ по поддержке семьи, детей и материнства, певица Диана Гурцкая обратилась к генпрокурору Юрию Чайке с просьбой провести проверку информации о женском обрезании в сёлах Дагестана.

Учитывая крайнюю деликатность темы, особенности национального воспитания, необходимость соблюдения права на вероисповедание традиционного ислама, прошу Вас дать поручение провести всестороннюю и взвешенную проверку опубликованной информации и предпринять установленные законом действия.

Гражданские активисты, религиозные деятели разных конфессий, с которыми удалось переговорить в эти дни, рассматривают отчёт, как попытку покушения на мир и межрелигиозную стабильность на Северном Кавказе. Вместе с тем, за последние годы мы многократно были свидетелями деятельности деструктивных сект и проповедников, извращающих основы традиционных для России религий.

Диана Гурцкая, председатель комиссии Общественной палаты РФ по поддержке семьи, детей и материнства

Высказывания Бердиева вызвали бурную реакцию у пользователей соцсетей, которые в своём большинстве муфтия не поддержали.

Многих комментаторов смутила подводка к новости о высказывании муфтия, сделанная «Интерфаксом»: «Сказал — как отрезал».

В своём Фейсбуке о «нападках» на муфтия высказался протоиерей Всеволод Чаплин.

Я этого почтенного мужа знаю лет 25 и очень уважаю, хотя иногда мы и спорили. Он сказал о своей традиции — освящённой веками и признанной большинством женщин, живущих в этой традиции. Почему они не имеют право на неё? У нас, православных, традиции другие — но это никогда не мешало нам уважать традиции соседствующих народов.

А вот чиновникам ООН, конечно, очень хочется все традиции подверстать под гуманистический стандарт, а то и просто отменить, особенно когда они связаны с религией и общественным устройством. Исключение — мужское обрезание: евреи отобьются, и правильно сделают. А вот женское требуют запретить — при массированной поддержке феминисток.

Всех женщин обрезать, наверное, не надо — православным, например, это незачем, они и так не развратничают. А вот эти слова муфтия имеют общечеловеческое значение: «Женщину Всевышний создал для того, чтобы она рожала детей и их воспитывала». Конечно.

Феминизм — ложь ХХ века. Мои симпатии — муфтию, и пожелание не отступать от своей позиции в связи с воплями и истериками, которые сейчас начнутся.

Всеволод Чаплин, протоиерей

Обновление на 18:30: верховный муфтий России Талгат Таджуддин назвал практику обрезания малолетних девочек нехарактерным для России «проявлением жестокости».

Для наших регионов [женское обрезание] совершенно не свойственно. У нас, в Поволжье и на Урале, никогда этого не было, и мы даже не слышали об этом. Эта традиция есть только в арабских странах, и то не повсеместно. Даже там по этому вопросу идут очень многие диспуты, чтобы вообще это искоренить.

Талгат Таджуддин, верховный муфтий России

Муфтий подчеркнул, что добропорядочность нужно воспитывать не насильственными методами, так как «многое зависит от воспитания, от того, какая среда, и от взглядов общества».

Муфтий Москвы и Центрального региона Альбир Крганов заявил, что исламская религия не запрещает обрезание полностью, но дозволяет его только в случае сознательного решения женщины и отсутствия принуждения.

Первый заместитель председателя Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман России Рушан Аббясов подчеркнул, что «женское обрезание упоминается только в не имеющих достоверного статуса хадисах Пророка».

Это доисламская традиция, которая была присуща не только арабскому миру, но и другим цивилизациям, не соприкасавшимся с семитским миром. Можно с уверенностью сказать, что женское обрезание — скорее этническая традиция, в основном присущая африканским народам, возможно, имевшая какие-то ритуальные обоснования, являющимися совершенно чуждыми исламской идеологии, поскольку Всевышний запрещает наносить какие-либо увечья своему телу.

Рушан Аббясов, заместитель председателя Совета муфтиев России

Обновление на 19:30: в разговоре с «Медузой» Исмаил Бердиев заявил, что его слова о необходимости обрезания были шуткой.

Я в шутку сказал: «Было бы очень хорошо, если бы такое обрезание делали везде, повсеместно. Тогда и разврата было бы меньше». Вот это они взяли и начали говорить, что муфтий призывает к тому, что делать обрезание. А я в шутку сказал, что хорошо, если бы так делали везде. Но люди не так поняли.

Исмаил Бердиев, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

В то же время Бердиев назвал обрезание в кустарных условиях «дикостью», которое нельзя допускать. В то же время он отметил, что не считает, что обрезание как-то повлияет на поведение женщины.

Но почему я пошутил? Потому что сейчас разврат везде. А женщина должна одеваться так, как положено. Вот у христиан это есть: если она раньше выходила на улицу без платка, то говорили, что она «опростоволосилась», просто с волосами вышла. А сейчас страшные деньги тратят для того, чтобы сделать прическу, — вот это все влияние сатаны. Вот я о чем говорю.

Если женщина будет как женщина, то тут ничего страшного нету. Не оттого, что разврат, а оттого, что им нужно религиозное знание давать. Если обрезание сделать, от этого ничего не изменится, конечно. Мужчинам вот обрезание положено, его надо делать. Это ни на что не влияет. Если у него в голове все в порядке, то тогда и разврата не будет.

Исмаил Бердиев, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

Бердиев также заявил, что после скандала уже не считает, что обрезание и разврат как-то связаны.

Я думал, что разврат и обрезание могут быть как-то связаны. После того как все стали печатать мои слова, понял, что навряд ли они связаны между собой.

Исмаил Бердиев, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа