Офтоп
Василий Басов

Юрист ФБК нашла на Госзакупках лот о поставке в Крым заключённых в качестве рабочей силы

Юрист Фонда борьбы с коррупцией Екатерина Петрова обнаружила на сайте Госзакупок лот о поставке в Крым заключённых в качестве рабсилы для строительства СИЗО. Об этом сообщает газета «Московский Комсомолец».

Фото Артёма Куртова, АИФ

Своей находкой Петрова поделилась на странице в Фейсбуке. Как следует из лота, в Симферополь для строительства следственного изолятора должны бесплатно предоставить 60 человек из числа заключённых.

Сама Петрова отметила, что ничего противозаконного в этой сделке нет, хотя многие комментаторы заявили, что заказ похож на узаконенную работорговлю.

Из условий закупки

Согласно 103 статье УИК РФ, заключённых можно привлекать к работам, исходя из их пола, возраста, состояния здоровья и наличия рабочих мест.

Осуждённые привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осуждённых.

Из текста УИК

В мае 2015 года депутат Государственной думы Александр Хинштейн предложил внести в законодательство поправки, которые разрешали бы использовать труд заключённых бизнесу и предприятиям любой организационно-правовой формы собственности. Кроме того, по словам Хинштейна, государство смогло бы использовать труд зэков на стройках к чемпионату мира по футболу 2018 года и задействовать в лесной промышленности. ФСИН предложение депутата поддержала, правда, оно так и не было сформировано в виде законопроекта.

О том, что заключённых можно было бы задействовать на главных стройках страны, в 2014 году упоминал и руководитель экономического управления ФСИН Александр Коршунов. Он не исключил, что арестанты будут участвовать в постройке Керченского моста и убирать леса после проведения Олимпиады в Сочи. При этом Коршунов отметил, что для работы предоставляются осуждённые, отбывающие наказание в колониях-поселениях, то есть не рецидивисты и по большей части люди не преступного мира. Из колоний общего и строгого режимов отправлять зеков на работы никто не собирается, заверил тогда руководитель экономического управления ФСИН.

Россия — не единственная страна, в которой используется труд заключённых. Это распространённая мировая практика.

Например, в США заключённые работают на государственной корпорации UNICOR, продукцию которой закупает армия и госучреждения. Частные тюрьмы сотрудничают с бизнесом, а труд сидельцев используют такие компании, как Compaq, Honeywell, Microsoft, Boeing, Revlon, IBM, Hewlett-Packard, Nortel и другие.

В Германии арестанты работают либо на предприятиях, принадлежащих самим тюрьмам, либо на частные компании, которые открывают свои производства при местах заключений. Во Франции также до 40% заключённых заняты работой на государственных и частных предприятиях. Правда, во Франции бизнес старается не афишировать использование труда арестантов, действуя через посредников.

В Бразилии заключённые вяжут вещи для коллекций известного дизайнера, получая за работу сокращение сроков наказания и 75% заработной платы.