Офтоп
Вадим Елистратов

Отложенная пенсия: TJ о возвращении Джейсона Борна

1 сентября на экраны российских кинотеатров после девятилетнего перерыва вернулся Джейсон Борн — главный киношпион нулевых. Шеф-редактор TJ посмотрел боевик британского документалиста Пола Гринграсса (Paul Greengrass) и загрустил: франшиза, некогда перезагрузившая жанр, хоть и не сдулась, но всё же идеологически устарела.

Девять лет назад на это не хватало смелости, но сейчас уже можно сделать категоричное заявление. Мэтт Дэймон, избивающий враждебно настроенного оперативника свёрнутым в трубочку журналом в тихом спальном районе Берлина — это один из самых важных образов кино нулевых.

Франшиза, запущенная американцем Дагом Лайманом и удачно подхваченная британцем Полом Гринграссом, навсегда разделила жанр шпионского кино на «до» и «после».

Джейсон Борн стал для своего поколения тем же самым, что и Джон Макклейн для своего.

Брюс Уиллис в «Крепком орешке» показал миру, что герой боевика может быть ранимым, а Мэтт Дэймон продемонстрировал, что настоящий шпион — это холодная голова, интеллект, профессионализм и дьявольская эффективность в каждом действии, а не вешалка для дорогих костюмов с рацией в каблуке левого ботинка.

В 2007 году Борн ушёл или, точнее сказать, уплыл во тьму нью-йоркской Ист-Ривер во всех отношениях непобеждённым. Третий во франшизе и второй для Пола Гринграсса фильм собрал самые лестные отзывы прессы и отлично показал себя в прокате. А заодно он оставил после себя перезапущенную «в стиле борна» бондиану в многолетних муках самоидентификации, которые не закончились и по сей день.

За девять лет отсутствия Борна случились две критически значимые для франшизы вещи. Во-первых, Universal сняла сомнительный спин-офф с Джереми Реннером, о котором теперь сама пытается забыть. Во-вторых, случился Эдвард Сноуден, а вместе с ним и окончательная «оцифровка» мира, балом в котором теперь правят не мускулы, а информация. Именно эти два нюанса очень чётко характеризуют всё хорошее и всё плохое, что есть в «Джейсоне Борне» 2016 года.

Если говорить о хорошем, то в своём новом фильме Гринграсс практически с открывающих титров напоминает зрителю, что является никем не свергнутым королём жанра. Вышедший из документалистики режиссёр показывает протесты в Греции так, словно голливудских актёров по-настоящему запустили в самую гущу столкновений с полицией — никаких зелёных экранов, никакого обмана, никаких ширм не чувствуется.

И эта высоко задранная даже для самой «борнианы» планка не только держится до финальных титров, но и поднимается ещё выше в финале — во время грандиозной погони в Лас-Вегасе.

Наконец, вместе с Гринграссом и Деймоном на экраны возвращается едва уловимое очарование настоящих фильмов про Борна, которое никто другой, включая авторов «Эволюции Борна», так и не смог ухватить. Здесь и смакование интересных локаций в европейских столицах, и создающая эффект присутствия вкрадчивая операторская работа, и бешеная динамика, которую режиссёр уверенно держит в течение двух часов, и хмурое, почти русское, лицо Мэтта Дэймона.

Сюжет «Борна-2016» интересным не назовёшь: мотивации у героев слабые, да и многие сцены похожи на ремикс эпизодов из предыдущих частей. Но в данном случае он не то что бы важен.

Фильмы про Борна всегда были больше не про историю, а про удовольствие от наблюдения за работой профессионалов.

У британского режиссёра эта тема стала главной в карьере: он несёт её через все свои фильмы. В ней, собственно, и кроется причина, по которой Гринграсс и Дэймон вновь собрались вместе спустя много лет и решили продолжить историю, в конце которой некогда поставили точку.

Авторам «борнианы» и её фанатам просто захотелось ещё раз посмотреть на Борна в действии, а причина для очередного запуска этой увлекательной машинерии не имеет значения.

Но даже самым ярым поклонникам фильмов о потерявшем память киллере помимо сюжета найдётся от чего покривить лицом. Прежде всего, надо вспомнить, в каком контексте выходит новый «Борн»: в сеть практически каждый день выкладывают личные письма Хиллари Клинтон, главный лирический герой современного креативного класса — пучеглазый хакер с раздвоением личности, а французская компания Ubisoft готовит к выпуску второй по счёту клон GTA, в котором надо чаще взламывать чужие смартфоны, чем стрелять.

Несмотря на это, Гринграсс (он выступал и в качестве сценариста) непозволительно халатно относится к вопросу компьютерной грамотности своего фильма. На то, как в «Джейсоне Борне» взламывают ЦРУ, невозможно смотреть без смеха. В этом месте та самая концепция «профессионала за работой» прогибается под грузом требований времени.

Более того, Гринграсс пытается выйти за грань рядового летнего блокбастера и вложить в фильм комментарий о праве на конфиденциальность, но делает это настолько неловко и копает настолько неглубоко, что лучше бы он не поднимал эту тему вовсе и лишний раз не упоминал имя Сноудена всуе.

Однако хоронить «Борна» ещё рано. Да, шпионской франшизе уже пора постепенно уходить на пенсию или полную перезагрузку с главным героем, который умеет кодить, но любовью к своему делу, которой по-прежнему веет от Гринграсса и Дэймона, всё же невозможно не заразиться и в этот раз.

При всей своей нерелевантности «Джейсон Борн» — один из самых ладно скроенных блокбастеров минувшего лета. Вспомнив, что по всему миру фильм в прокатной сетке соседствовал со всякими «Днями независимости» и «Отрядами самоубийц», его хочется обнять и простить — как 50-летнего папу, который очень старался, но не понял мем из интернета.