Офтоп
Никита Лихачёв

Китай разъяснил «Лебединое озеро» на открытии G20

Китайский госканал CCTV в аналитическом обзоре рассказал о том, каково значение балета «Лебединое озеро», продемонстрированное на открытии саммита мировых лидеров G20, где присутствовал Владимир Путин. Официальная часть форума проходила с 4 по 5 сентября.

Балет с использованием «голографических» балерин демонстрировали гостям в первый день форуме на церемонии открытия. Как отмечал «Московский комсомолец», произведение Чайковского было единственным российским (помимо национальных мелодий) на мероприятии, и в нём подчёркнуто проявилось особое отношение хозяев мероприятия к президенту России, а к Бараку Обаме, наоборот, отнеслись как к «хромой утке» — ему не подали трап, а американских журналистов не пускали к его самолёту.

В балете танцевали китайские балерины, а вместо сцены под ногами у них было настоящее озеро Сиху. По мнению авторов CCTV, в представлении проявилась натура культурного обмена между Китаем и Россией и другое сотрудничество двух стран.

Балет «Лебединое озеро» считается не только классикой великого композитора Петра Чайковского, но и символом всего мирового балетного искусства. Действительно, исполнение номера «Лебединое озеро» в прекрасном городе с древней историей и богатой культурой свидетельствует об идеальном сочетании традиционных культур Китая и России, которое, на самом деле, лишь один из аспектов укрепляющегося с каждым днём сотрудничества в гуманитарной области.

CCTV

По завершении форума Путин заявил китайским журналистам, что саммит был организован «с душой».

В России балет «Лебединое озеро» имеет другую коннотацию. 10 ноября 1982 года, в день смерти Леонида Брежнева, представление в записи пустили по телевидению вместо концерта звёзд эстрады. Позднее его использовали как фонограмму на похоронах его преемников — Юрия Андропова и Константина Черненко. Самый известный случай использования «Лебединого озера» на ТВ — дни августовского путча в 1991 году, когда балет показывали по всем телеканалам.

Балерина Майя Плисецкая вспоминала в своих мемуарах, что в советское время балет часто играли для гостей из зарубежных делегаций: сама балерина танцевала его более 800 раз. Их почти всегда сопровождал Никита Хрущёв, позднее жаловавшийся Плисецкой: «Как подумаю, что вечером опять „Лебединое“ смотреть, аж тошнота к горлу подкатит. Балет замечательный, но сколько же можно. Ночью потом белые пачки вперемешку с танками снятся».