Офтоп
Василий Басов

«Она неуклюжая»: бардак в избирательной системе США защищает выборы от кибератаки

Директор ФБР Джеймс Коми заявил, что из-за бардака, творящегося в американской системе электронного голосования на президентских выборах, её очень трудно взломать. В каждом из 50 штатов свои методы голосования, а в некоторых регионах при подсчёте голосов до сих пор используют перфокарты.

На фоне грядущих выборов президента США, которые запланированы на 8 ноября, среди избирателей поднимается вопрос о защищённости системы голосования. Доходит даже до теорий заговора и высказываются опасения: не смогут ли спецслужбы других стран взломать электронную систему подсчёта голосов и подтасовать результаты выборов.

Пытаясь развеять эти опасения, директор ФБР Джеймс Коми заявил, что взломать электронную выборную систему страны очень сложно из-за того, что она «неуклюжая».

Прелесть избирательной системы в том, что она рассредоточена среди 50 штатов и является чертовски неуклюжей. В американской системе голосования на выборах такой бардак, что никто её не может взломать — и в этом её «красота».

Джеймс Коми, директор ФБР

Упорядоченный хаос

В США президент избирается не путём прямого общенародного голосования, а коллегией выборщиков от каждого штата. Жители голосуют за того или иного кандидата внутри региона, а затем выбор народа озвучивают представители от каждого штата. Всего в коллегию входит 538 выборщиков.

При этом в США единого избирательного закона не существует. В каждом штате — своя система голосования, и она может кардинально отличаться от выборной системы соседнего штата.

Например, в одних штатах заключённым разрешают голосовать, а в других — нет, в каких-то штатах для голосования требуется обязательно предъявить паспорт, а в иных хватает и водительских прав, причём в 19 штатах удостоверение личности можно вообще не предъявлять. В некоторых регионах, например в Орегоне, голосование происходит исключительно по почте, а в других можно проголосовать по факсу или с помощью электронных устройств, и так далее.

При этом в 24 из 50 штатов приняли законы, которые обязывают делегатов голосовать в соответствии с выбором большинства избирателей. Выборщики 20 штатов имеют право проголосовать на своё усмотрение, в том числе изменить решение в последний момент.

Голосование перфокартами

Электронные системы голосования начали внедрять в США в 2000 году. Тогда многие избирательные участки отказались от голосования на бумажных бюллетенях в пользу механических систем. В разных штатах они отличались: от голосования с помощью рычажных аппаратов и перфокарт в бедных штатах до современных электронных систем в районах побогаче. Из-за различия в системах тогда вышла путаница, а прогнозы выборов менялись ежедневно. Но погрешность списали на несовершенство самой выборной системы, и электронное голосование решили развивать.

В 2002 году в Америке был принят закон Help America Vote Act (HAV). Он обязал избирательные комиссии создать и пополнять централизованные базы избирателей. Штатам выделили деньги на замену устаревших механических систем голосования электронными. По данным компании Election Data Services, в 2006 году примерно 38% избирателей могли при желании воспользоваться системами электронного голосования.

От хакеров к заговорщикам

Чтобы развеять опасения электората о том, что электронные системы голосования могут быть взломаны хакерами, 13 сентября 2016 года в США прошло заседание Комитета по науке и технологиям. Как было сказано на заседании, шансы взломать электронную систему голосования крайне малы, потому что ни один из избирательных комплексов не подключён к интернету. Данные записываются на индивидуальный физический носитель, который потом доставляется для подсчёта голосов в вышестоящую избирательную комиссию.

Как рассказал директор Лаборатории информационных технологий Национального института стандартов и технологий доктор Чарльз Ройман, (Charles Romine), закон Help America Vote помог значительно улучшить избирательную систему.

Мы сотрудничаем с Департаментом внутренней безопасности и Департаментом юстиции, чтобы попытаться понять, как мы можем обеспечить более широкое распространение передового опыта в стране.

Чарльз Ройман, директор Лаборатории информационных технологий Национального института стандартов и технологий США

По словам исполнительного директора Центра электронных инноваций Девида Беккера (David Becker), организовать кибератаку на систему электронного голосования было бы очень сложно даже для опытных хакеров, обладающих самыми передовыми технологиями.

Если считать, что хакеры захотят подтасовать голоса в электронной избирательной системе, то нужно учитывать четыре нюанса. Во-первых, им придётся проникнуть на избирательный участок и получить доступ к избирательному комплексу. Во вторых, комплексы надёжно защищены, и носитель находится под замком. В-третьих, комплексы опять же не имеют доступа к интернету. Потребуются десятки тысяч заговорщиков, чтобы победить систему.

Но даже если удастся собрать группу из десятков тысяч заговорщиков, это не принесёт никакого результата. Потому что свыше 75% избирателей будут голосовать с помощью бумажных бюллетеней.

Девид Беккер, исполнительный директор Центра электронных инноваций США

Тем не менее на заседании Комитета по науке и технологиям отметили, что в США до сих пор не существует единой центральной системы электронного голосования. В настоящее время в бюджете заложены 396 миллионов долларов на то, чтобы продолжить замену устаревших аппаратов для голосования в тех штатах, где они ещё есть.

Опыт России

В России комплексы электронного голосования (КЭГ) начали использовать в 2006 году. Аппараты разработаны российскими разработчиками и, как уверяют в ЦИК, аналогов им в других странах пока нет.

КЭГ обеспечивает проведение электронного голосования, подсчёт и распределение голосов, а также подготовку и вывод на печать протокола об итогах голосования, то есть автоматизирует весь процесс. Кроме того, он может передавать данные об итогах голосования в вышестоящую избирательную комиссию на носителе с использованием электронной цифровой подписи. Модули для беспроводной передачи данных в нём отсутствуют.

Комплекс электронного голосования

КЭГ выдаёт электронный бюллетень по индивидуальному одноразовому штрих-коду, получить который можно только предъявив паспорт. В 2011 году высказывались опасения, что внедрение электронных методов голосования только увеличит риск фальсификаций. Эксперт ассоциации «Голос» Андрей Бузин тогда заявил, что комплексы электронного голосования могут заранее программировать на заданный подсчёт голосов в пользу того или иного кандидата. Однако, по словам Бузина, есть в системе КЭБ и свои плюсы. Например, они позволяют избежать такого грубого метода фальсификации, как «вброс» бюллетеней.

На выборах в Госдуму 18 сентября 2016 в России будет использоваться 951 комплекс электронного голосования в 14 регионах страны. Сколько КЭБ будет задействовано во время президентских выборов 2018 года, ЦИК пока не объявлял.