Офтоп
Никита Лихачёв

Основатель Yota Devices: «Сложно быть российским предпринимателем, когда в тебя не верят»

Бывший гендиректор и основатель Yota Devices Владислав Мартынов вступился за честь своей компании после публикации на Life колонки о «смерти российского iPhone». Ещё в марте 2016 года Мартынов сам рассказывал о проблемах в компании после продажи доли китайскому инвестору, однако теперь уже бывший гендиректор (в июле он стал заниматься китайским рынком) заявил об успехах производителя YotaPhone и планах выпустить третье поколение смартфона несмотря на трудности.

Обращение Мартынова наполнено подробностями развития компании и детально опровергает текст Life (это сделал и нынешний гендиректор Yota Devices Дмитрий Моисеев). TJ приводит его наиболее характерную завершающую часть, на которую Мартынов обратил внимание других российских журналистов, в том числе раскритиковав их за отсутствие должной поддержки.

Владислав Мартынов

Тезис о том, что мы сделали никому не нужный продукт, несостоятельный и некорректный. Один из основателей Apple Стив Возняк назвал наш проект прорывным и одним из самых перспективных в этой области. Смартфон от Yota Devices отмечен наградами крупнейшей выставки потребительской электроники в Лас-Вегасе. На мобильном конгрессе в Барселоне YotaPhone был признан самым инновационным смартфоном года.

Мы, наконец, получили Каннского льва за создание устройства, которое может радикально изменить мобильный маркетинг. Или массовые публикации авторитетных глобальных изданий о том, что YotaPhone — это прорывной продукт, и он задаёт новый тренд на рынке смартфонов.

Мне приятно вспоминать это, однако я понимаю, что наш успех и достижения не могут и не должны разделять все соотечественники. Для меня наши 100 тысяч пользователей из разных стран мира — яркое подтверждение того, что наш продукт нужен и имеет потенциал.

Скепсис в журналистике — явление не редкое, даже скорее наоборот, и всё же. Обращаясь к автору колонки Виктору Логинову и редакции Life.ru, я обращаюсь ко всем журналистам.

Разве вы не видите, что среда, в которой приходится строить бизнес в России, особенно в области высоких технологий, очень агрессивна? Очень сложно быть российским предпринимателем с глобальными амбициями, когда в тебя не верят. В возможности российского бизнеса не верят журналисты, не верят чиновники, сомневаются потенциальные инвесторы.

Даже когда ты любишь то, что делаешь и делаешь это всерьёз, привлекая российский интеллектуальный потенциал, молодых специалистов и лучших специалистов из-за границы, чтобы от них получить экспертизу, которой у нас в стране нет. Всё равно тебе на всех этапах говорят, мол, у тебя ничего не выйдет, заканчивай страдать ерундой и тому подобное.

А когда ты вопреки всем прогнозам выпускаешь то, ради чего не спишь ночами и постоянно находишься в перелётах с одного конца света на другой в течение нескольких лет, жертвуешь многим ради успеха, то и тут встречаешь тотальный непробиваемый скепсис: «Что ты там опять слепил?», «Да кому это нужно?».

А ведь это вы не в меня не верите, не в то, что я смогу что-то сделать. Это вы в себе сомневаетесь: не уверены, что такие же простые россияне, как вы, могут взять и сделать телефон, который будет по заложенным идеям круче японских, американских и корейских аппаратов.

Но мы — я, мои единомышленники, тысячи российских предпринимателей — берём и делаем. И если бы общество было чуть более снисходительно к тому, что мы делаем, то нас было бы больше. Чаще бы молодые и энергичные брались за собственное дело, а значит, и российских высокотехнологичных компаний конкурентоспособных на глобальном рынке в стране было бы больше.

И в качестве заключения: YotaPhone 3 выйдет, можете не сомневаться. На его разработку и производство не будет потрачено ни копейки денег российских налогоплательщиков, как не было потрачено их на YotaPhone 1 и YotaPhone 2.

У нас действительно в компании сложилась сложная ситуация, так как китайский партнёр задерживает выполнение ряда обязательств и предлагает перенести дальнейшую разработку в Китай, но я работаю над тем чтобы совместно с другими российским акционерами — «Ростехом» и «Телконетом» — сохранить российскую команду и российские корни нашей компании.