«Платон» год спустя: дальнобойщики вновь устроили акции протеста в десятках городов России
У торговых центров «Мега Химки» в Подмосковье и «Мега Дыбенко» в Санкт-Петербурге 11 ноября полиция пресекла несанкционированные протесты водителей, которые вновь возмутились системой взимания платы с автомобилей, имеющих максимальную разрешённую массу свыше 12 тонн, более известную как «Платон». Акция дальнобойщиков вновь набирает обороты спустя год в десятках городов.
План поменялся
Система взимания платы с большегрузов действует с ноября 2015 года. Первоначально тариф «Платона» планировался на уровне 3,73 рубля за километр, после массовых протестов его снизили до 1,53 рубля. С 1 марта 2016 года планировалось удвоить плату до 3,06 рубля, но правительство сохранило льготный тариф, пообещав вернуться к вопросу осенью.
В начале ноября стало известно, что Министерство транспорта РФ разрабатывает проект постановления правительства о поэтапном повышении тарифов. Соответствующий документ был опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.
Заместитель председателя правительства России Аркадий Дворкович предложил Дмитрию Медведеву повысить плату вдвое: до 2,6 рублей за километр в феврале 2017 года и 3,06 рублей за километр в июне.
Где протестовали
Эти планы правительства вызвали новую волну протестов, которая вольно или невольно оказалась приурочена к годовщине введения скандального сбора. В общей сложности акции проходят в 30 российских городах.
Полиция задержала 13 человек у ТЦ «Мега Химки» в Подмосковье, включая освещавших мероприятие журналистов. Причины задержаний полицейские не назвали. На члена межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Сергея Айнбиндера составили протокол по статье 20.2 КоАП (нарушение порядка проведения публичных мероприятий).
В Санкт-Петербурге дальнобойщики устроили автопробег, после чего прибыли к торговому центру «Мега Дыбенко» на юго-востоке города. Сотрудники ДПС остановили большегрузы на подходе, на стоянку около ТЦ пропустили только легковые автомобили.
Участники питерского протеста дальнобойщиков, как и других подобных акций по всей России, требуют отменить систему «Платон», которая была введена год назад. А также провести реформирование транспортной отрасли, отправить в отставку министра транспорта России Максима Соколова.
Сотрудники полиции в Костроме 11 ноября запретили представителям ассоциации грузоперевозчиков совершить протестный автопробег. Митинг водителей состоялся в Орле.
В Саратове выдали разрешение на проведение автопробега против «Платона», однако позже он был запрещён, из-за чего организаторы решили провести одиночные пикеты. В Оренбурге пробег всё же состоялся.
В Кирове колонна из 25 машин провела протестный пробег по улицам города. На региональных акциях арестов не было — известно только, что в Рязани полиция задержала координатора областного отделения объединения перевозчиков Татьяну Сянчеву, а председатель отделения был доставлен в ГИБДД «для проведения беседы».
Мнение отрасли
Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин неоднократно заявлял, что дальнобойщики последовательно выступают против повышения тарифа, пока в системе зарегистрированы не все грузовики.
В настоящий момент в базе оператора «РТ-инвест транспортные системы» учтено 264 тысячи перевозчиков, в парке которых более 770 тысяч 12-тонников, что составляет более 75% всего парка большегрузов.
По его словам, платёжная дисциплина даже среди зарегистрированных перевозчиков невысока, поскольку контроль за этим нестрогий. Матягин убеждён, что если заставить платить всех, то и повышать тариф не придётся, а так нагрузка ляжет на добросовестных перевозчиков и они заложат это в цены.
Крупнейшие российские продовольственные объединения, включая «Русбренд», «Руспродсоюз», Национальный союз производителей молока и Национальную мясную ассоциацию обратились к вице-премьеру Аркадию Дворковичу с просьбой отложить отмену льготного коэффициента, указав, что изменение тарифа может привести к росту цен на продукты на 3–10%.