Офтоп
Никита Лихачёв

Сила копирайта: Google поддержал Первый канал в споре с автором шуточного ролика о Крыме и Coca-Cola

1 апреля видеоблогер и автор шоу «ПРАВОкация» Михаил Пашков выпустил ролик о якобы «забытом» Крыме на карте Украины, изображённой на бутылке «Кока-колы». 12 апреля он опубликовал опровержение своего розыгрыша, однако ролик успел разойтись по СМИ, и в сентябре его показали в эфире Первого канала. Однако вырезку из сюжета, загруженную Пашковым на YouTube, удалили по требованию Первого канала, и отстоять ролик видеоблогеру не удалось — даже учитывая то, что телеканал использовал его видео с нарушением авторских прав.

Кадр из шоу «Время покажет» на Первом канале

В первоначальном видео, опубликованном на канале «ПРАВОкация» на YouTube, говорилось, что оно якобы было прислано другом с Украины. По сюжету ролика мужчина, купивший бутылку «Кока-колы» с картой Украины, ругается на продавщицу из-за отсутствия на ней Крыма, а та якобы защищает позицию производителя напитка.

Спустя почти две недели, когда исходное видео набрало более 700 тысяч просмотров, Пашков опубликовал на своём же канале опровержение. В чём была идея ролика, он не объяснил, однако заявил, что не поддерживает разжигание межнациональной розни, которое он наблюдал в комментариях под видео.

В качестве доказательства видеоблогер включил в новый ролик процесс изготовления поддельной этикетки с надписью «Для настоящих патриотов», а также один из дублей при съёмке в магазине. Опровержение набрало всего лишь 5 тысяч просмотров.

21 сентября в очередном выпуске шоу «Время покажет» на Первом канале в рамках обсуждения ситуации на Украине и политики Петра Порошенко продемонстрировали первоапрельский розыгрыш Пашкова, однако не сообщили о его шуточном характере. Его можно наблюдать с 28-й минуты выпуска.

По мнению ведущего Артёма Шейнина, видео «очень симпатичное», а «гарна дивчина из магазина — это и есть Украина», «здоровая сила украинского общества». Окончание видеоролика вызвало смех в зале, а ведущая Екатерина Стриженова отметила, что за подобное ответственность должен скорее нести производитель напитка.

Эпизод с роликом о Крыме и «Кока-коле» Пашков вырезал из эфира и загрузил к себе на канал, однако получил «страйк» — предупреждение от YouTube о нарушении авторских прав по жалобе правообладателя. По новым правилам, YouTube может всего после одного страйка отключить на канале видеоблогера расширенные возможности, в том числе монетизацию видео — один из основных способов заработка.

В спорных случаях через видеохостинг можно попросить правообладателя повторно рассмотреть жалобу. Пашков воспользовался этой возможностью и сообщил Первому каналу, что тот использовал его видео и тем самым нарушены были авторские права видеоблогера.

Однако жалоба Пашкова была отклонена, а подробности тех или иных разбирательств по авторским правам в Google обычно не раскрывают. «Теперь мне интересно, Первый канал стремается того, что выпустил очередной фейк? Или просто из вредности?», — задался вопросом видеоблогер и опубликовал выдержку из эфира на своей странице во «ВКонтакте».