Офтоп
Вадим Елистратов

Сумасшедший, но дворянин: TJ о российском блокбастере «Дуэлянт»

29 сентября в прокат вышел «Дуэлянт» — главный российский фильм осени и первый высокобюджетный проект режиссёра Алексея Мизгирёва («Кремень», «Бубен, барабан»). Шеф-редактор TJ посмотрел картину и с сожалением отмечает, что почти безупречное кино к финалу всё-таки немного заваливается на бок.

Минувшей весной казалось, что во всех смыслах удачный «Экипаж» на пару с «Дуэлянтом» станут двумя яркими точками, которыми запомнится Год российского кино. У картин почти одинаковые бюджеты, они обе сняты при поддержке корпорации IMAX, и, что самое главное, обе являются чисто русскими блокбастерами, а не очередными кальками с Голливуда.

В том, что «Дуэлянт», как и «Экипаж», станет кассовым хитом, сомневаться не приходится. У фильма дорогая рекламная кампания, которая помимо постеров на каждом углу двух столиц включает в себя и подозрительную активность «лидеров мнений». Хором признаются в любви фильму в своих блогах и Варламов, и Собчак, и другие люди, к миру кино имеющие посредственное отношение.

Но больше всего «Дуэлянту» должен помочь именно «Экипаж», который наверняка сработает для него как «Аватар» для «Алисы в стране чудес» — затянет в свою ауру успеха.

Однако тех, кто ждёт от «Дуэлянта» столь же вылизанного и в целом удачного российского кино, что и фильм Лебедева, придётся разочаровать первым делом. Новая работа Мизгирёва ни в коем случае не плоха, но и комфортной её не назовёшь.

Сам режиссёр на пресс-конференции после петербургского показа рассказывал, что намеренно пытался сделать картину «колкой», но после просмотра эти слова кажутся лукавством. Очень уж удобная это позиция: если фильм вам не нравится, то так было задумано.

Впрочем, начинается «Дуэлянт» нисколько не колким, а, напротив, практически безупречным. Картина одновременно напоминает и классику российской литературы, и первого нолановского Бэтмена, и гайричьевских «Шерлоков Холмсов», и причудливый вестерн.

В основу фильма легла не книга и не комикс, а случайно попавшийся на глаза Мизгирёву дуэльный кодекс, поэтому стреляются здесь очень много. В первый час «Дуэлянта» кажется, что герои не умеют разрешать конфликты никаким другим способом, кроме как пулей в лоб.

Но в данном случае Мизгирёва не хочется ругать. Он так смакует лучи солнца, прорывающиеся через щели в стенах, настоящие дуэльные пистолеты, отреставрированные для съёмок, смольно-чёрные наряды героев и тени на их лицах, что этой любовью невозможно не проникнуться.

Фетиши Мизгирёва и чистая работа оператора Максима Осадчего делают «Дуэлянта» одним из самых красивых фильмов года. Не только российских, а вообще.

Впрочем, у красоты фильма есть одно серьёзное «но». «Дуэлянт» хоть и выглядит раз в шесть дороже своего реального бюджета, но выше головы всё же не прыгает. Ближе к середине хронометража начинаешь замечать, что одни и те же декорации используются неприлично много раз, а герои как будто бы катаются по одной и той же улице Петербурга туда-сюда.

О городе в «Дуэлянте» хочется поговорить отдельно. Петербург на экране — это Петербург, в котором, как говорит сам Мизгирёв, у строителей было в два раза больше денег, чем на самом деле. Поэтому над Невой зачем-то строится чисто нью-йоркский мост, а атлантов в Новом Эрмитаже у Дворцовой площади вдвое больше, чем положено.

Многие ключевые сцены фильма происходят именно в Новом Эрмитаже, который превратился в дворец из «Игры престолов». Поверить в то, что в Петербурге в любое время года мог существовать показанный в «Дуэлянте» зал с огромными незастеклёнными проёмами, решительно невозможно.

Впрочем, самая абсурдная локация фильма — это ветхая рыбацкая деревушка у стен Казанского собора, в которую главный герой вновь и вновь приходит погрустить или выпить.

При рассмотрении мизгирёвского Петербурга создаётся стойкое ощущение, что режиссёр стремился к некому подобию стимпанка, хоть и сам это упорно отрицает. Однако стимпанк требует колоссальной работы в области построения мира и дизайна, поэтому Мизгирёв ограничился более доступным «Петербургом на стероидах».

Но странная версия города нисколько не портит впечатления от «Дуэлянта», а вот начинающий запинаться к финалу сценарий — вполне.

Внимание: дальше идёт рассуждение о сюжете фильма. Если вы не хотите о нём ничего знать, лучше прекратить чтение на этом месте.

Начинается фильм как некая смесь истории становления супергероя, «Графа Монте-Кристо» и «Выжившего». Главный персонаж (Пётр Фёдоров) попадает под горячую руку идейного альфонса графа Беклемишева (Владимир Машков), теряет титул дворянина и по пути на военную службу, которой ему заменяют каторгу, попадает в кораблекрушение, где шаманы из племени алеутов дают ему волшебную способность не умирать.

В тайне вернувшись в Петербург, герой Фёдорова начинает пользоваться своей суперсилой и за деньги участвовать в дуэлях за тех, кто этого делать не хочет или не в состоянии, чтобы хотя бы за крупную сумму вернуть себе дворянский титул.

Волшебные способности дуэлянта носят скорее фандоринский характер, чем супергеройский: они как бы есть, но их как бы и нет. Поэтому нервничать всё-таки получается.

Мизгирёв, за что ему низкий поклон, блестяще справляется с интригующей завязкой, но когда дело доходит до прямой конфронтации между главным героем и злодеем, теряется.

Протагонист постоянно говорит, что не любит дуэли, но Беклемишева хочет убить именно в поединке. При этом дуэль с графом сама по себе не поможет восстановить персонажу Фёдорова дворянский титул, а приспешников графа он убивает вообще без всяких церемоний — и голыми руками, и пулей исподтишка.

Не лучше у Мизгирёва получилась и любовная линия. Такое ощущение, что режиссёру кто-то зачем-то сказал, что она обязательно нужна, но сам он не понимает, зачем. Поэтому как только в третьем акте фильма доходит до романтики, герои начинают вести себя откровенно глупо, говорить шаблонные фразы и без всякой причины то отталкивать друг друга, то, наоборот, притягивать.

Но больше всего разочаровывает именно концовка. Режиссёр сначала издевательски вводит зрителя в заблуждение, а потом резко включает титры, оставив множество вопросов неотвеченными.

В стремлении избежать чисто голливудского разжёвывания Мизгирёв сделал финал скомканным.

Режиссёр намеренно попытался уйти от формата типичного фильма о мести, но так и не придумал, чем заменить связанные с ней штампы. Главный герой в перспективе вроде бы и должен получить назад то, чего хотел, но стоил ли его титул всех жертв, которые он ради него принёс — большой вопрос.

Да и стремление вернуть себе имя, используя дар для убийства незнакомцев за деньги — занятие как минимум лицемерное. Из этого вытекает, что «Дуэлянт» — фильм о том, как меньшее из двух зол побеждает большее, но от этого всем причастным становится только хуже. Кто-то окончательно потерял себя, а кто-то — самых близких людей. Быть может, это и жизненно, но фильм Мизгирёва слишком красив, чтобы заканчиваться вот так.