Офтоп
Александр Фаст

«Искусство на заказ»: как деятели культуры и государства поспорили о цензуре

24 октября художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин выступил на съезде Союза театральных деятелей России. Высказывания Райкина запустили большую общественную дискуссию, в которые оказались вовлечены как деятели искусства, так и представители государства. TJ собрал основные тезисы обеих сторон.

Константин Райкин

Позиция Райкина

В ходе своей речи Константин Райкин заявил, что его тревожат «беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные, прикрывающиеся словами о нравственности» люди, которые «закрывают спектакли, закрывают выставки» и «нагло очень себя ведут».

Режиссёр также отметил, что власть сегодня не только ведёт себя нейтрально по отношению к подобным инцидентам и старается от них дистанцироваться, но и разговаривает с представителями культуры «лексиконом сталинским, сталинскими установками». Подобную практику он охарактеризовал как «безобразные посягательства на свободу творчества, на запрет цензуры».

Искусство имеет достаточно фильтров из режиссёров, художественных руководителей, критиков, души самого художника. Это носители нравственности. Не надо делать вид, что власть — это единственный носитель нравственности и морали. Это не так.

Константин Райкин, художественный руководитель театра «Сатирикон»

Позднее Райкин сказал, что представителям культурной сферы необходимо «вместе очень соединиться и очень внятно давать отпор» и начал говорить о том, что сейчас наступили «очень трудные времена, очень опасные, очень страшные», но затем осёкся и закончил фразу словами «сами понимаете».

Реакция чиновников

На следующий день на слова худрука «Сатирикона» ответили в Кремле. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что «если государство даёт деньги на ту или иную постановку, государство вправе обозначить ту или иную тему». В отношении не имеющих отношения к государству культурных событий, добавил Песков, «главное — не нарушать положения действующего законодательства».

Ещё через день свой комментарий насчёт речи Райкина высказал и заместитель министра культуры Александр Журавский, которого очень удивили слова об усилении государственного контроля над искусством.

У театральных деятелей нет никаких оснований для подобных заявлений.

Александр Журавский, заместитель министра культуры РФ

Поддержка Звягинцева

Андрей Звягинцев

Вечером 26 октября «КоммерсантЪ» опубликовал колонку режиссёра Андрея Звягинцева, который поддержал Райкина и заявил, что «в пространство культурной жизни страны цензура вошла в полный рост». Он назвал государственные заказы в сфере культуры «жалкими поделками», осуществляя которые чиновники «оскопляют творческую мысль».

Не они создавали Большой театр или тот же «Сатирикон», как не они вырабатывали законы поэтики и эстетики, формировали направления и течения современного кинематографа или театра. Как могут они «заказывать искусство»?

Андрей Звягинцев, режиссёр

Главным моментом, поразившим Звягинцева в заявлении Пескова, стало то «с какой-то удивительной легкостью изъяли из своего сознания простую и очевидную мысль, что это не их деньги, а наши». По мнению режиссёра, в народе, общими деньгами которого распоряжается государство, «живет такое огромное богатство мнений и желаний, что их никогда никакой власти не угадать».

В конце своей колонки Звягинцев рассказал о своём сыне, который в этом году пошёл в первый класс, а спустя неделю удивил отца ответом на вопрос о том, что они изучают.

«В Москве есть Красная площадь, Кремль и зоопарк, а ещё у нас есть президент Путин, он хороший и добрый». Вот это и есть госзаказ: вместо объективных знаний — идеология, вместе с писанием закорючек — пропаганда

Андрей Звягинцев, режиссёр

Режиссёр подытожил свою мысль словами китайского философа Лао-Цзы — «В благополучном государстве подданные не знают имени своего правителя» — и добавил, что «знакомые тени встают и снова ввергают нас в дурной сомнамбулический сон, в котором нам снится наш страх».