Офтоп
Вадим Елистратов

Очень странные дела: TJ о фильме «Доктор Стрэндж»

28 октября в России в ограниченный прокат вышел «Доктор Стрэндж» — четырнадцатый по счёту фильм из киновселенной Marvel. Шеф-редактор TJ посмотрел картину и нашёл в ней симпатичный аттракцион с уникальным визуальным рядом, но простеньким сюжетом и уже привычным для Marvel последних лет налётом стерильности.

На дворе ещё октябрь, но кое-какие итоги 2016 года можно начинать подводить уже сейчас. Например, можно сказать, что все слегка устали от фильмов по комиксам. И не только сами зрители, но и те, кто их снимает.

И даже у Marvel, которой уже много лет удаётся держать стабильный уровень качества, наметились проблемы. Её формулы по-прежнему работают, но от фильмов начало веять холодной стерильностью.

То же «Противостояние», которое критики хором называли «умным» и «взрослым», оказалось чем-то вроде эпизода сериала. С любимыми героями происходят важные события, за которыми интересно следить, но пересматривать фильм не хочется. Да и ставить диск с ним на центральное место своей полки — тоже.

Эта самая стерильность накладывает отпечаток на все фильмы Marvel последних двух лет — от «Эры Альтрона» до «Человека-муравья». И, к сожалению, «Доктору Стрэнджу» её тоже не удалось избежать.

Такое ощущение, что в фильм забыли вложить что-то важное — эту самую пресловутую «душу». Немного хаоса и человечности, способных сгладить студийный расчёт.

Возможно, поэтому в последнее время миллиарды стали собирать даже откровенно плохие фильмы. Они как будто бы начали доставлять зрителям больше удовольствия, чем то, что просчитано до мелочей.

Впрочем, на стерильности существенные недостатки «Доктора Стрэнджа» и заканчиваются. Фильм у Скотта Дерриксона («Синистер») хоть и получился выхолощенным, но оказаться плохим не мог: уж слишком хороши элементы, из которых он состоит.

Камбербэтч словно родился для этой роли — «магического Доктора Хауса», который переступает через собственный эгоизм ради высшей цели. Он идеально вписывается в образ: как и Роберту Дауни младшему в «Железном человеке», ему почти не нужно играть — просто быть самим собой.

Что ещё важнее, актёра на экране окружают не абы кто, а лауреат «Оскара» Тильда Суинтон, номинант на «Оскар» Чиветел Эджиофор и обладатель «Золотой пальмовой ветви» Мадс Миккельсен.

Такому составу позавидует любой высоколобый фестивальный фильм, пусть и используется каст не на полную катушку. Больше всего не повезло Эджиофору — ему достался туповатый герой и потому играть особо нечего, но у него ещё будет шанс проявить себя в продолжении.

Чиветел Эджиофор

В целом «Стрэндж» представляет из себя отличный пример того, как из груды старого можно слепить нечто абсолютно новое. Здесь есть и «Гарри Поттер», и нолановское «Начало», и «Доктор Хаус», и ещё десятки различных заимствований, которые вместе создают самобытную картину.

Если фильм описывать в одно предложение «волшебники с кольцами защищают Землю от нападений силой своего разума», то его завязка до боли похожа на завязку провалившегося с треском «Зелёного фонаря». И это служит лишним доказательством эффективности формулы Marvel: фильм состоит из тех же элементов, что и картина Warner и DC, но при этом работает как надо.

Непривычно слабой для Marvel получилась только юмористическая линия: почти все шутки крутятся вокруг того, что маги — не варвары, и звучат исключительно при общении главного героя с библиотекарем. Все остальные персонажи слишком серьёзны, чтобы шутить.

Зато в этот раз Marvel удалось вылечить свою вечную болячку и сделать нормального злодея. Мотивы героя Мадса Миккельсена порой кажутся настолько логичными, что в одной из сцен может создаться впечатление, будто Стрэндж вот-вот переметнётся на его сторону. Это намного приятнее, чем Альтрон или барон Земо, которые просто хотели всё к чертям уничтожить.

Сюжет у фильма простенький, но выполняет свою главную задачу — показывает реалистичную трансформацию героя из тщеславного эгоиста в защитника Земли.

Героя Стрэнджа постоянно тянет сравнить с Железным человеком — уж слишком похожи их пути и характеры.

Самые сильные стороны фильма Дерриксона, как не трудно догадаться, лежат в аудиовизуальной плоскости. Любимый композитор Джей Джей Абрамса Майкл Джаккино (Michael Giacchino) написал к фильму запоминающуюся музыку, что для Marvel является достижением. Уж слишком безликими были саундтреки их последних картин.

В визуальном плане «Доктор Стрэндж» самый (тут нужен каламбур) странный фильм Marvel. Если Кристофер Нолан в «Начале» складывал города по линейке, то тут их словно прогоняют через причудливый многомерный калейдоскоп.

И это не просто фоновые элементы. То, как герои трансформируют окружающий их мир в зеркальном пространстве (нечто вроде сумрака из «Ночного дозора»), непосредственно влияет на экшен в фильме, который выглядит ещё более странно благодаря тому, чем герои дерутся. Как и в «Зелёном фонаре», персонажи здесь «придумывают» себе магическое оружие, поэтому одновременно могут пользоваться щитами, плётками, мечами и ещё чёрт знает чем.

Чтобы удивить зрителя ещё больше, в ход битв вмешиваются искажения времени, превращая некоторые эпизоды в нечто абсолютно самобытное — никогда не виденное в кино.

Для Marvel «Доктор Стрэндж» сродни «Человеку-муравью» — это экспериментальное кино со средним бюджетом, которое не целится в миллиардные сборы. Экспериментальное оно не только по визуальному ряду и формату, но и по Камбербэтчу в главной роли, которого горячо любят в России и Великобритании, но пока не понимают в США. Он всё ещё не кассовый магнит, но теперь имеет все шансы стать таковым.

К счастью, хоть «Стрэндж» в чём-то и похож на «Муравья», он не повторяет его главную ошибку. Концовка фильма Пейтона Рида откровенно не удалась, потому что герой победил по чистой случайности. У Дерриксона с финалом всё в порядке: он хоть и не менее странный (куда уж без этого слова), но целиком проистекает из характера главного героя и его предыдущих действий.

Новый фильм Marvel получился хоть и излишне приглаженным, но лёгким и приятным. После него из зала выходишь в приподнятом настроении, а не подавленным, разбитым и утомлённым, как после какого-нибудь «Бэтмена против Супермена».

Безусловно, некая глобальная усталость Marvel чувствуется всё сильнее с каждым фильмом, и их франшизе скоро понадобится глобальная встряска (видимо, это произойдёт после финала «Мстителей»), но по крайней мере они ещё помнят, как делать по-человечески весёлые фильмы по комиксам — с долей самоиронии и детской непосредственности.