Офтоп
Ольга Жигулина

Подглядывающая: TJ о фильме «Девушка в поезде»

3 ноября в российский прокат вышел триллер «Девушка в поезде» по одноимённому бестселлеру британки Полы Хокинс. Редактор TJ посмотрела фильм и объясняет, почему идти на него стоит только фанатам книги и поклонникам Эмили Блант.

Фильм «Девушка в поезде» Тейта Тейлора (снимавшего оскароносную «Прислугу») стоило бы в действительности назвать «Женщина за 30 на электричке». Или «Очень нетрезвая женщина за 30 на электричке», чтобы паззл окончательно сошёлся. В основе не слишком-то и запутанного детективного сюжета отношения трёх женщин и троих мужчин, притом жертв среди них сразу несколько, а в середине этого клубка классический «ненадёжный рассказчик» — заглавная героиня Рейчел.

Это именно она каждый день садится в поезд и во время поездки несколько секунд наблюдает жизнь идеальной, как ей кажется, пары. Потом женщина, с которой Рейчел даже не знакома, но которой много раз придумывала имя и биографию, обнимается на глазах у своей случайной свидетельницы с посторонним мужчиной, и почти сразу после этого исчезает. А в промежутке между объятиями и исчезновением, кажется, произошло что-то страшное, и вероятно, с участием Рейчел, но та не помнит, что именно, так как на тот момент была мертвецки пьяна.

Кажется, только ленивый не сравнил «Девушку в поезде» Полы Хокинс с «Исчезнувшей» Гиллиан Флинн.

Параллелей множество: лёгкий налёт нуара, нелинейная композиция повествования с «прыгающей» точкой зрения, игра с читателем в поддавки и даже, в общем-то, основная детективная линия с исчезновением молодой, красивой и вроде бы счастливой замужней женщины.

С фильмами такое сравнение тоже неизбежно, но как роман Хокинс несравнимо слабее книги Флинн, так и экранная «Девушка в поезде» значительно проще «Исчезнувшей» Финчера. Ей не хватает полутонов, игры смыслов, глубины персонажей. Все герои, конечно же, в итоге тоже окажутся не совсем теми, кеми казались изначально или кем считали себя сами, но никаких откровений ждать не стоит.

Это тот случай, когда трейлер начинает и выигрывает, а атмосферы и собственно триллера в нём больше, чем в целом фильме — довольно, нужно признать, монотонном.

При этом у фильма достаточно удачный кастинг, особенно удались бывший муж главной героини в исполнении Джастина Теру (актёр сериала «Клиент всегда мёртв», сценарист «Железного человека-2» и муж Дженнифер Энистон), его новая жена Анна (Ребекка Фергюсон, резко перевоплотившаяся в идеальную домохозяйку с червоточинкой после суперагента в пятой части киносериала «Миссия невыполнима») и Эмили Блант — сама Рейчел, безуспешно сражающаяся с собственными демонами и с алкоголизмом.

Карьера Блант, для большинства кинолюбителей всерьёз стартовавшая ровно десять лет назад с картины «Дьявол носит Прада», в последние годы несётся вперёд на всех парусах. Притом актрису не боятся снимать в очень разных жанрах — от мюзикла («Чем дальше в лес») до фантастического боевика («Грань будущего»).

В «Девушке в поезде» она играет своего рода мрачную Бриджит Джонс — молодую женщину, которая никак не может научиться наконец контролировать собственную жизнь. Вероятно, предполагается, что в ней многим легко будет узнать себя, с поправкой, может быть, на отсутствие провалов в памяти.

Кстати, не так давно именно Блант появилась на обложке британского Vogue с «обычными женщинами» вместо моделей. В картине Тейлора она тоже как бы «обычная» среднестатистическая женщина, страдающая от тяжести несбывшихся надежд (родить ребёнка не вышло, муж ушёл) и чувства вины.

Отличий фильма от книги немного, но удивительно, например, что из пригорода Лондона действие перенесли в пригород Нью-Йорка, хотя изрядная часть и без того не слишком выдающегося шарма книги заключается именно в её «британском акценте».

В целом «Девушку в поезде» стоит смотреть как социальную драму или даже мелодраму, которая зачем-то делает вид, что она — психологический триллер.

В ней полно исключительно женских эмоций, завязанных в основном на очень личной и по-разному переживаемой героинями теме деторождения, а вот зрителю-мужчине местами должно быть крайне непросто сочувствовать героине, которая вместо попытки хоть как-то решить свои проблемы тихо и упорно напивается, каждый день бесцельно садясь в один и тот же поезд.