Офтоп
Никита Лихачёв

Мнение: Facebook должна уничтожить свою ленту новостей

После прошедших в США выборов президента многие техноблогеры и IT-издания ополчились на компанию Facebook. Согласно распространённому мнению, алгоритмы и инструменты соцсети разделили людей на два почти не пересекающихся лагеря, из-за чего сторонники Клинтон даже не представляли себе, насколько велика поддержка Трампа. Замглавы отдела технологий Mashable Деймон Берес считает, что проблема серьёзна и реальна, и Facebook нужно бороться с ней радикально: всё сломать и переделать заново.

Фото Politico

По мнению Береса, в идеале лента Фейсбука должна была стать объективным источником новостей — показывать то, что интересно пользователю и не допускать его дезинформации. Для этого следовало отдавать предпочтение материалам от качественных новостных организаций, а не мусорных сайтов.

Однако эту свою задачу лента новостей полностью провалила, считает Берес. Раздел «Trending» формировался в зависимости от того, сколько людей публикует те или иные новости. Утром среды (когда Трамп уже был объявлен президентом) в этом разделе журналист видел на первом месте новость о том, как проголосовала Мелания Трамп.

Берес подкрепляет свои слова мнением коллеги-журналиста Макса Рида из New York Magazine. В блоге издания тот заявил, что платформ для выражения мыслей в интернете, конечно, много, и на Фейсбуке свет клином не сошёлся, однако соцсеть является самой мощной, популярной, технологически развитой и богатой — фактически, единственной, о которой имеет смысл говорить.

По мнению Рида, Facebook помогла победить Трампу, потому что не смогла настроить свои алгоритмы таким образом, чтобы решить проблему обработки фейковых новостей. Хотя выдуманные новости есть и на других платформах, объём трафика, проходящего через Фейсбук, настолько велик, что благодаря нему образуются целые бизнес-предприятия.

Так, например, произошло в случае македонских школьников, которые смогли зарабатывать до 5 тысяч долларов в месяц на написании фейковых новостей в более чем 140 свежесозданных «американских» политических СМИ. Часто они даже брали реальные новости с американских сайтов, но выдумывали для них искажающий смысл заголовок, который провоцировал американцев поделиться новостью без проверки фактов или кликнуть — и принести македонским «журналистам» рекламный доход.

Развенчивать эти фейки бесполезно, пишет Рид: алгоритмы Фейсбука устроены так, что новые выдуманные новости всегда найдут свою аудиторию, а вот читать опровержения ей неинтересно, и они просто не попадут к ним в ленты. За то, что такие материалы «пускают людям пыль» в глаза, алгоритмы Facebook раскритиковал даже Барак Обама.

Проблема с фейками не в том, что на них наживаются их создатели, а в провоцировании ненависти. Воодушевлённые новостями о грехах Хиллари Клинтон, потребители этих выдуманных новостей шли голосовать за Трампа, считает Берес.

Судя по всему, Берес и сам не очень понимает, что именно Facebook надо исправить в своём продукте, чтобы сделать его лучше: например, он отмечает, что несправедливо, когда статья с сайта фейковых новостей в ленте читателя выглядит так же, как и материал известного СМИ, автор которого выиграл Пулитцера.

Однако все эти журналисты приходят к выводу, что хотя Фейсбук даёт СМИ огромный трафик, для значительной части аудитории алгоритмы ленты новостей обесценивают работу добросовестных новостных организаций.

Компания должна принять тот факт, что лента новостей — очень плохой продукт. Как и в случае с другими плохими продуктами Facebook, компания должна его просто уничтожить.

Конечно, легче сказать, чем сделать: лента новостей — это лишь костяк Фейсбука. Но сейчас мы знаем, каковы ставки: дезинформация ведёт к разрушительным последствиям.

Facebook должна срезать эту мозоль в виде раздела «Trending», которая никому никакой пользы не приносит, и заняться переосмысливанием того, как люди делятся новостями на платформе. Проблема чрезвычайно сложная: авторы зависят от трафика Facebook, пока трафик означает рекламную прибыль и еду на столе.

Тяжело представитель современные медиа без соцсетей в качестве платформы для распространения контента. Но статус-кво не работает — причём уже долгое время.

Деймон Берес, замруководителя отдела технологий издания Mashable

#ПобедаТрампа