Офтоп
Никита Лихачёв

Флешбэк: Как New York Times описывала Гитлера в 1922 году

После избрания Дональда Трампа президентом США американские СМИ вновь обратили внимание на старую заметку газеты The New York Times об Адольфе Гитлере. В 1922 году, за более чем 15 лет до активных захватнических действий фашистской Германии, ведущее американское издание сомневалось в серьёзности расистских высказываний Гитлера.

Статья «Новый популярный идол восходит в Баварии» вышла в газете 21 ноября 1922 года. В ней рассказывалось о набирающем популярность лидере национал-социалистов, чьи сторонники были хорошо вооружены и могли дать отпор провокаторам.

Уже тогда Гитлера сравнивали с фашистским Муссолини, а его сторонников называли «Hakenkreuziers» из-за используемых эмблем в виде свастики. «В том национал-социализме, который он проповедует, нет ничего социалистического», — писала NYT: газета отмечала ярые антисемитские взгляды сторонников будущего лидера Германии.

Кроме того, у Гитлера в 1922 году не было никакой стройной политической программы, но тогда это не мешало набирать ему поддержку рассерженного класса горожан и рабочих. Газета подчёркивала редкий ораторский дар политика, позволявший ему рекрутировать в своё движение новых членов из любых фракций и под любыми лозунгами.

Его [политическая] программа состоит в основном из полудюжины негативных идей, обличённых в общие слова. Он против «евреев, коммунистов, большевизма, марксистского социализма, сепаратистов, высоких цен на жильё, существующих условий, слабого немецкого правительства и Версальского договора». Единственное, что он поддерживает — «сильную единую Германию под властью сильного правительства». […]

Похоже, он и сам не знает, чего он хочет достичь. Лейтмотив его пропаганды — жестокий антисемитизм.

The New York Times, 1922 год

Однако несмотря на всё обилие ненависти к евреям в публичных заявлениях Гитлера, источники NYT заявляли, что на самом деле всё это — лишь уловка для активизации аудитории, популистские лозунги, которые ничего не значат.

Несколько надёжных и хорошо информированных источников подтвердили, что гитлеровский антисемитизм — не такой неподдельный и жестокий, как кажется. Он всего лишь использует антисемитскую пропаганду, чтобы запутать своих сторонников и поддерживать их возбуждение, энтузиазм и готовность к тому моменту, когда его организация достигнет совершенства, наберёт достаточную мощь и будет готова к выполнению политических целей.

The New York Times, 1922 год

СМИ неоднократно подчёркивали нестройность предвыборной кампании Трампа, и это стало особенно ясно после того, как он победил на выборах. Краеугольный камень его кампании — гигантский забор вдоль юго-западной границы США как меру от нелегальных мексиканских мигрантов — похоже, сильно уменьшился в размерах. 13 ноября в интервью телеканалу CBS Трамп заявил, что в некоторых местах обещанная им «стена» может оказаться всего лишь «забором».

Трамп придерживался агрессивной иммиграционной политики и в других аспектах. Например, он обещал запретить въезд в США всем мусульманам (после победы Трампа это заявление пропало с его сайта), а мексиканцев называл «насильниками» и «убийцами».

В своей победной речи Трамп отказался от воинственной риторики в отношении своего проигравшего оппонента. Если на предвыборных дебатах Трамп угрожал ей тюрьмой, то в речи 9 ноября он поблагодарил её за вклад, сделанный Хиллари Клинтон на посту госсекретаря США: «Мы у неё в большом долгу за её службу нашей стране».

#ПобедаТрампа