Офтоп
Анатолий Чиквин

Исследование: На последнем этапе выборов в США фейковые новости обогнали реальные по популярности

Анализ, проведённый BuzzFeed, показал, что в последние три месяца президентской кампании в США поддельные новости оказались более популярны в социальной сети Facebook, чем настоящие.

В критические для исхода предвыборной гонки дни 20 наиболее популярных фейковых новостей набрали 8,7 миллиона лайков, комментов и репостов на Фейсбуке, в то время, как 20 материалов от уважаемых изданий, таких как New York Times, Washington Post, Huffington Post, NBC News и других собрали 7,3 миллиона различного рода реакций пользователей.

Самыми цитируемыми оказались поддельные новости о якобы обнаруженном Wikileaks участии Хиллари Клинтон в торговле оружием с «Исламским государством», и о благословлении Дональда Трампа папой римским Франциском.

В число наиболее популярных фейков также вошли новости о грубой «цитате» кандидата в вице-президенты Майка Пенса в адрес Мишель Обамы, о приёме Ирландией «беженцев» из США в случае избрания Трампа и о приставаниях самого Трампа к известному в Америке актёру-трансвеститу Руполу (Rupaul).

Исследование BuzzFeed о популярности реальных и фейковых статей противоречит словам главы Facebook Марка Цукерберга, который ранее заявлял, что «выдуманные новости на Фейсбуке составляют очень небольшой процент от всего контента», а мнение о том, что они могли повлиять на выборы называл «довольно бредовым».

В качестве примера успешной раскрутки сайта фейковых новостей BuzzFeed приводит ресурс Ending the Fed, который оказался причастен к распространению четырёх из десяти выдуманных историй, собравших суммарно 2,9 миллиона лайков и репостов на Facebook за три месяца до дня выборов. При этом домен endingthefed.com был зарегистрирован только в марте 2016 года.

Издание отмечает, что и блоги тоже собрали внушительную аудиторию, публикуя фейки. Например, на публикацию в Burrard Street Journal о том, что Барак Обама не уйдёт со своего поста в случае избрания Трампа президентом, пользователи Facebook отреагировали 380 тысяч раз. Позже автор блога сообщил, что не делает никакого секрета из того, что публикует сатирические новости.

Во время предвыборной кампании в США Facebook не раз обвиняли в размещении ложных новостей в разделе «Популярное», после чего социальная сеть и Google уже пообещали лишить рекламных доходов распространителей фейков.

Кроме того, в сентябре стало известно, что социальная сеть Facebook стала участницей проекта First Draft Coalition, созданного для борьбы с выдуманными новостями.