Офтоп
Вадим Елистратов

Крепкий Поттериано: TJ о фильме «Фантастические твари и где они обитают»

17 ноября в российский прокат вышел блокбастер «Фантастические твари и где они обитают» — первая часть новой франшизы во вселенной Гарри Поттера, рассказывающая о жизни американских волшебников в начале двадцатого века. Шеф-редактор TJ посмотрел картину и нашёл в ней добротное семейное кино, которое кажется слегка незаконченным из-за того, что оставляет слишком много сюжетных линий на будущее.

После «Хоббита», «Людей-икс» и ещё нескольких неудачных приквел-франшиз последнего времени зрители ждали «Тварей» со скепсисом. Масла в огонь подливала и сама Джоан Роулинг, чуть ли не ежедневно пугавшая фанатов в Твиттере тем, что сделает кого-нибудь из любимых персонажей гомосексуалом — потому что... Ну а почему бы и нет?

Последней каплей стало объявление писательницы о том, что у «Тварей» будет сразу четыре продолжения. В этом читался и откровенный коммерческий расчёт, и циничное отношение к зрителю: мол, вы ещё не попробовали наши закуски, но официант уже несёт салат, горячее и компот — хотите вы этого или нет.

Но после просмотра первого фильма новой франшизы становится понятно: судьба «Хоббита» «Тварей» не ждёт. По очевидной причине — создательница поттерианы, в отличие от Толкина, жива и способна гармонично дополнить придуманный ей же мир. Тем более, что в оригинале она касалась только английских волшебников, а теперь, «вооружившись» героем-путешественником, может показать американских, французских и любых других.

Говоря о новом фильме Дэвида Йетса (он поставил четыре «Поттера» и будет снимать всю новую франшизу), сразу же хочется пожурить переводчиков.

Название «Фантастические твари» стало в России популярным мемом о Государственной думе, но создало неверное впечатление о картине.

Ньют Саламандер в исполнении Эдди Редмэйна не убивает чудовищ, а отлавливает их и спасает от вымирания, чтобы впоследствии написать ту самую книгу, которую спустя 70 лет откроет Гарри Поттер. Локализаторы и сами понимали, что тут скорее не «твари», а «звери», но были скованы книжным переводом. По крайней мере, в дубляже герой Редмэйна употребляет более уместное «существа».

И если локализаторы, использовавшие неуместное слово, явно просчитались, то самой Джоан Роулинг отсутствие ненужной прослойки в виде книги пошло только на пользу. Девятая по счёту картина во вселенной Гарри Поттера благодаря этому получилась полноценным кино, а не краткой иллюстрированной версией 800-страничного томика, чем были «Орден Феникса» и другие фильмы Йейтса.

Вопросы о том, кому нужна поттериана без Поттера, улетучиваются, когда понимаешь, что «Твари» сконструированы ничуть не хуже оригинала, если не сказать — лучше. Здесь есть два главных героя — ловец монстров Ньют Саламандер и Якоб Ковальски, мечтающий о собственной булочной заводской рабочий.

Когда Ньют и Ковальски случайно сталкиваются, кажется, что немаг (так в США называют маглов) станет очередным Дурслем, карикатурным источником курьёзов, однако его роль оказывается более важной и интересной. Ковальски делает повествование «Тварей» двухслойным: в то время как британец Ньют служит для фанатов франшизы проводником в новый для них мир американских волшебников, его человеческий друг делает фильм живым и в то же время доступным даже для тех, кто не смотрел ни одного «Гарри Поттера».

Сам Ньют, как и «мальчик, который выжил», — не столько полноценный персонаж, сколько точка, через которую проходят все сюжетные линии фильма. У него тоже есть тёмное прошлое, доброе сердце и умение быстро обзаводиться друзьями и врагами, но пока его образ кажется плоским. Роулинг наверняка исправит ситуацию в продолжениях, но в действительности это не так уж важно: за счёт отличных второстепенных персонажей «Твари» безупречно работают и с таким «недоношенным» протагонистом.

Подопечные Ньюта, которых он носит в своём волшебном чемодане, — не менее удачная находка, чем заглавная пара. Дети наверняка будут в восторге от Нюхля, Камуфлори и Пикирующего злыдня, а для студии это выльется в миллиарды долларов, вырученных с продажи игрушек.

Но и взрослым есть чем занять себя во время просмотра. Воспользовавшись выбранной эпохой и местом действия, Роулинг наполнила фильм неглупыми аллюзиями. Тут есть и признаки расовой сегрегации (магам и обычным людям запрещается быть вместе), и религиозные культы, члены которых пытаются вытравить из своих детей всё «нечистое», и подпольные клубы, в которых поют окутанные клубами дыма роковые певицы, и своя бюрократическая система — не менее неприятная и запутанная, чем британская.

Быть может, книги для Роулинг всё это время были не самым подходящим форматом: ведь её месседж ещё никогда не был таким прозрачным и понятным, как в «Тварях».

Писательница грамотно использует тему взаимоотношения людей, магов и фантастических зверей, чтобы напомнить зрителям о том, что представитель любого пола, любой расы и любой субкультуры имеет право на существование и собственную точку зрения. А человеческое нежелание понять друг друга и стремление к навязанным непонятно кем стандартам вырождается в бессмысленную агрессию, наносящую всем окружающим только вред.

После просмотра «Тварей» даже желание Роулинг показать молодого Дамблдора открытым гомосексуалом кажется не таким уж и диким. Оно прекрасно гармонирует со всеми остальными её идеями.

Однако «Твари» впитали в себя не только всё лучшее от Роулинг, но и ряд неприятных моментов. Почти половина фильма — не развитие истории, а набор аттракционов для зрителей всех возрастов. Как только сюжет становится по-настоящему интересным, по экрану тут же начинают ползти финальные титры, оставляя зрителя с массой неотвеченных вопросов.

В этом отчасти стоит винить популярность фильмов по комиксам. Оставлять подвешенные сюжетные линии Роулинг явно научилась у них, да и сами «Твари» похожи на супергеройское кино, где маленький человек Ньют случайно берёт на себя спасение целого города и восстановление шаткого баланса между магами и немагами. Даже экшен во франшизе наконец-то стал достойным внимания.

К Роулинг можно относиться по-разному, но со всеми возможными недостатками «Твари» очень выгодно смотрятся на фоне большинства блокбастеров последнего времени именно благодаря ей. Когда автором фильма выступает писатель, пусть и далеко не самый лучший, а не типичные голливудские сценаристы, результат получается более интересным.

С перезапуском франшизы оживился и режиссёр Дэвид Йейтс, подарив фильму множество красивых, трогательных и изобретательных эпизодов — словно у него за плечами не было «Тарзана» и вымученных «Поттеров». Без необходимости ужимать книги в двухчасовой хронометраж ему работается явно лучше.

Сейчас выносить какие-то глобальные суждения в отношении «Тварей» — всё равно что делать выводы о сериале после просмотра первой серии. Пилотный эпизод у Йейтса и Роулинг получился убедительным, но о том, действительно ли вся эта затея стоила свеч, мы узнаем только лет через восемь, когда на экраны выйдет финальная часть. А пока можно начинать следить за счётчиком кассовых сборов: дальнейшая судьба всей саги зависит только от него.