Офтоп
Василий Басов

Возможно, первый в России: житель Томска нашёл всех причастных к расстрелу своего прадеда

Выпускник философского факультета Томского университета, 34-летний Денис Карагодин заявил, что смог установить имена всех людей, причастных к расстрелу его прадеда, крестьянина, обвинённого в работе на японскую военную разведку. Об этом сообщает «Радио Свобода».

Крестьянин Степан Карагодин с женой и сыном. Расстрелян в 1938 году. Фото из архива его правнука, Дениса Карагодина

Как уверяет Денис, архивные документы, которые спецслужбы выдавали крайне неохотно, помогли установить всю цепочку виновных в расстреле его прадеда, от руководства НКВД в Москве до исполнителей приговора в Томске, вплоть до водителей, машинисток и непосредственного исполнителя приговора.

Ключевым документом, помогшим в установлении причастных, стал акт о приведении Томским горотделом НКВД в исполнение приговора в отношении 36 человек, в том числе его прадеда, Степана Ивановича Карагодина.

Историки и специалисты, с которыми я успел поговорить, не могут поверить в то, что мне это удалось. Некоторые были просто в шоке от того, что такие документы всё же существуют и добиться их реально. Не исключено, что вообще впервые в истории России человеку был выдан такой документ. Но, я конечно же, этого достоверно не знаю.

Денис Карагодин

В ночь на 20 ноября Денису Карагодину пришло письмо от внучки палача, расстрелявшего его деда. О том, кем был её дед, женщина сама узнала из расследования Дениса и попросила у него прощения.

Я не сплю уже несколько дней, просто не могу и всё. Я изучила все материалы, все документы, что у вас на сайте, я столько всего передумала, ретроспективно вспомнила... Умом понимаю, что я не виновата в произошедшем, но чувства, которые я испытываю, не передать словами.

из письма Денису Карагодину

В своём ответном письме Карагодин ответил, что протягивает ей «руку примирения» и благодарит за искренность.

Это история вызвала большой резонанс в Фейсбуке, как своей уникальностью, так и «актом гражданского примирения». Как отметили в соцсети комментаторы, именно такое примирение, а не покаяние, должно практиковаться между потомками «жертв» и «палачей», поскольку в те времена система перемалывала обе стороны.

56-летний крестьянин, казак-переселенец Степан Карагодин был арестован в ночь на 1 декабря 1937 года сотрудниками Томского ГО НКВД и осуждён в качестве организатора шпионской-диверсионной группы и резидента японской военной разведки, после чего приговорён к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 21 января 1938 года. Родственникам Степана Карагодина объявили, что он скончался в заключении.

Как говорится на сайте, посвящённом истории Степана Карагодина, его семья начала собственное расследование, передавая дело из поколения в поколение. Родственники расстрелянного уверены, что дело было сфальсифицировано.

В 2012 году правнук Карагодина начал собирать сведения о сотрудниках НКВД по ведомственным и политическим архивам. Кроме того, с документами помогали родственники других расстрелянных в одно время с его прадедом.

В июне 2016 года Денис Карагодин заявил, что надеется завершить расследование судебным процессом, отметив, что все необходимые для этого материалы уже собраны. Активист хочет, чтобы всю раскрытую им цепочку судили за убийство по предварительному сговору.