Офтоп
Василий Басов

«Нам втихаря подсунули Закон Божий»: как в московской школе внедряли уроки православия

В 2015 году в школах России запустили пилотный проект по изучению предметной области под названием «Основы духовно-нравственной культуры народов России». По идее, родители могли выбирать между двумя учебниками — «Православная культура» и «Истоки». Жительница Москвы рассказала изданию «Коммерсантъ» о том, как прошёл эксперимент в школе, где учится её дочь. По её словам, детям подсовывают изучение православия под видом предметов, где о нём речи не идёт.

Фото svoboda.org

Новая предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР), согласно федеральному стандарту, преследует следующие цели: «воспитание способности к духовному развитию и нравственному самосовершенствованию»; «воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию», и другим, в целом, правильным вещам.

Однако, как рассказала жительница Москвы Анастасия Кузина, под видом вполне светской дисциплины детям больше рассказывают именно о православной религии. Причём за счёт тех уроков, которые считаются для школьной программы более важными.

В этом году мы получили расписание пятого класса и увидели непонятные аббревиатуры без объяснений. Детей разделили на три класса: гуманитарный, математический и информационный — от слова «информатика». Мы-то думали, что им усилят профильные предметы, но вместо этого детям влепили по три новых урока — элективные курсы.

Из-за них у 11-летних детей теперь шесть уроков каждый день. Зато второй иностранный, который нам школа давно обещала, в основное расписание не влез, да и в художку мы уже не успевали.

Анастасия Кузина, собеседник издания «Коммерсантъ»

По словам Кузиной, «Основы духовно-нравственной культуры народов России» — оказались общим предметом для всех трёх профильных классов. Однако школа его с родителями не обсуждала, а учебники детям домой забирать не разрешали.

Наконец, сын подруги смог вынести книгу с урока. И оказалась, что нам втихаря подсунули Закон Божий! Учебник с храмом на обложке назывался «Православная культура», о чём школа нам даже не удосужилась сообщить. Всё было прикрыто названием предмета, где нет упоминания о православии.

Я открыла учебник на странице 45 и увидела текст: «Назови эпизод Священной истории, проверь себя, прочитав тексты из Библии (Книга Исход, глава 20, стихи 1–17). Приведи примеры из Священной истории Ветхого и Нового заветов». Это пятиклассникам предлагают, понимаете?!

Анастасия Кузина, собеседник издания «Коммерсантъ»

Как рассказала Анастасия, после этого учительница рассказала родителям, что «религиозного мракобесия» на уроках нет, молиться никого не заставляют, и оценок не ставят, планируя принимать только зачёты.

Также родителям предложили перейти на другой, «совершенно светский» учебник под названием «Истоки», по которому учатся два параллельных класса.

Я попросила посмотреть и его. На обложке светских «Истоков» — двое детей, которые зачем-то смотрят в бинокль на храм. Сам курс выглядит, мягко говоря, странно. Он посвящён семи «явлениям отечественной культуры и российского образа жизни», которые вмещают в себя «идеалы и ценности». И первое такое явление — соха.

Я не шучу, вот некоторые из разделов учебника: «Соха и топор как основные орудия труда российского крестьянина: их традиционное устройство, варианты конструкций, трудовые операции. Многофункциональность и универсальность сохи и топора. Приспособляемость к различной природной среде и материалу. Простота устройства и виртуозность трудовой технологии. Освящение труда с сохой и топором».

Анастасия Кузина, собеседник издания «Коммерсантъ»

Как добавила Кузина, в общей сложности соху в школе изучают четыре урока. Цель этих занятий — «присоединение ученика к важнейшим горизонтальным, социальным ценностям российской цивилизации».

Следующие разделы для изучения в учебнике — «Крестьянские хоромы», «Соловки», «Храм Покрова на Нерли», «Икона “Живоначальная Троица”», «Московский Кремль» и «Летописи».

Когда я поняла, что в 2016 году мой ребёнок должен четыре часа изучать сакральность сохи, то пошла к завучу. Написала заявление с требованием перевести дочь на заочное обучение по этому предмету. Сказала, что мы сами прочитаем учебники. В школе очень переживали, но потом всё-таки согласились.

Сейчас я вспоминаю, как ещё несколько лет назад шли горячие баталии на тему «Не пускать церковь в школу!». А она, оказывается, уже там и скоро двери у нас перед носом закроет.

Анастасия Кузина, собеседник издания «Коммерсантъ»

29 ноября в СМИ появилась информация, что в российских школах может появиться предмет «Православная культура», с помощью которого авторы курса хотят добиться «становления православных христианских ценностных ориентаций» у учеников.