Офтоп
Вадим Елистратов

Ещё одна сказка на ночь: рецензия на «Изгой-один», первый спин-офф «Звёздных войн»

15 декабря в российский прокат вышел блокбастер с неповоротливым названием «Изгой-один. Звёздные Войны: Истории» — первый кинематографический спин-офф популярной франшизы. Главный редактор DTF посмотрел картину и обнаружил в ней беспрецедентный для вселенной экшен и тревожные признаки того, что Disney всё ещё боится добавлять новые идеи в старую сказку.

С выходом каждого фильма во вселенной «Звёздных войн» мыслящая общественность нет-нет да и поднимет философский вопрос — а зачем нам, собственно, эти самые «Звёздные войны» вообще нужны?

И действительно. С премьеры «Пробуждения силы» прошёл год, а и из воспоминаний о фильме остались только заготовленные Джей Джей Абрамсом клиффхэнгеры («Кто же там родители Рей?», «Как она так лихо обрела джедайскую прыть?»), да игрушки в детских магазинах.

Впрочем, ещё год назад та же самая мыслящая общественность сошлась во мнении, что «Звёздные войны» — это наиболее успешная форма культурного эскапизма. Эти фильмы, дескать, должны не какой-то повод для дискуссии содержать, а выступать в роли сказки на ночь про победу над космическими фашистами, после которой можно спокойно сомкнуть глаза, на время забыв, что твой президент — Дональд Трамп.

И в этом плане «Изгой-один» ничем принципиально не отличается от «Пробуждения силы» — это всё та же лишённая смысловой нагрузки сказка на ночь, только более мрачная. С одним существенным отличием: фильм Эдвардса не оставит после себя даже клиффхэнгеров, потому что представляет собой экранизацию жёлтых титров в начале четвёртого эпизода.

Если ставить вопрос более узко и спрашивать, зачем «Звёздным войнам» нужна детализированная версия уже известной истории, то ответ будет всё тем же — затем, зачем нужны и сами «Звёздные войны». Потому что историй много не бывает.

Созданный Лукасом бренд в чём-то близок к «Ходячим мертвецам». «Звёздные войны» — не столько франшиза, сколько медиаплатформа для производства бесконечного количества фильмов и игр.

В отличие от основной линейки, блокбастер Гарета Эдвардса — не семейная сага, а картина в нынче модном жанре «Мы такие разные, но всё-таки мы вместе». Зрителя мельком знакомят с целой кучей героев, а затем их всех разом засовывают в мясорубку финальной битвы.

Со вступлением Эдвардс справился средне — не так хорошо, как Ганн в «Стражах галактики», но не так плохо как Эйр в «Отряде самоубийц». Химии между героями не чувствуется, симпатии почти никто из них не вызывает, все диалоги — о сложной жизни повстанцев, а шутки удаются только роботу в исполнении Алана Тьюдика. Всё это время фильм выглядит вполне компетентным, но ему катастрофически не хватает обаяния — даже того, что было у «Пробуждения силы».

К счастью, во второй половине «Изгоя» гигантоману-Эдвардсу ослабляют поводок и позволяют вдоволь наиграться на поле экшена — очевидно, более понятного и близкого для него, чем человеческие взаимодействия.

Рассказывая компактную историю о краже чертежей Звезды смерти, Эдвардс поставил самую грандиозную битву в кинематографической истории «Звёздных войн». В последний час «Изгоя» он блестяще играет масштабами, держит в напряжении зрителя и в очередной раз отдаёт дань Спилбергу (теперь — «Спасению рядового Райана»), не теряя приземлённости, которой удалось добиться Абрамсу в «Пробуждении».

Большую часть уличных сцен снимали на натуре, а нарисованные корабли выглядят настолько настоящими, что хочется протянуть руку и потрогать их. Только за это специалистам из студии ILM хочется простить неудачно оживлённого с помощью компьютерной графики Питера Кушинга.

Если говорить о картинке, то «Изгой» — пока что лучшее оправдание съёмки «Звёздных войн» в эпоху IMAX.

«Изгоя» наверняка будут постоянно сравнивать с «Пробуждением силы», но фильм Эдвардса не лучше и не хуже, он просто другой. Где-то (по персонажам) — слабее, где-то (по экшену) — сильнее. В любом случае, последний час спин-оффа оправдывает его существование и заставляет закрыть глаза на недостатки первой половины.

Однако это не значит, что Disney теперь может расслабиться и включить свой конвейер на полную катушку. В «Изгое» формат сказки на ночь всё ещё работает, но от ощущения, что его время неуклонно подходит к концу избавиться уже невозможно.

И пока директор Disney Боб Айгер хвастается полной аполитичностью новых «Звёздных войн», ему стоит задуматься, что именно это свойство может погубить франшизу.

Сказки быстро наскучивают, если за ними не видно морали.

Поэтому фильмы Marvel уже не про банальную победу добра над злом, а про отношения супергероизма с государственностью, представители жанра young adult — уже не про переживания девочек-подростков, а про превратности авторитаризма (последние «Голодные игры»). И даже фильмы про инопланетян уже совсем не про инопланетян, а про важность толерантности.

Рано или поздно «Звёздным войнам» тоже придётся перестроиться и обрести голос и, возможно, начать эксперименты с жанрами и стилями. Вопрос только в том, не потеряет ли лицо франшиза к тому моменту, как это произойдёт.

Ну а пока... пока покажите мне ещё раз, как стреляет Звезда смерти.