Офтоп
Александр Фаст

«Билетик не желаете»: как в современном мире борются с перекупщиками билетов

15 декабря президент США Барак Обама подписал акт «Better Online Ticket Sales (BOTS) Act of 2016», который вводит национальный запрет на использование ботов, скупающих билеты на массовые мероприятия для последующей перепродажи по более высокой цене. TJ изучил основные способы, которыми в мире борются с перекупщиками.

Перекупщик билетов на 17 улице Индианаполиса перед матчем по американскому футболу. Фото Бена Майкселла

По словам авторов законопроекта, финальная версия которого была подписана Бараком Обамой, документ должен обеспечить широкой публике равный доступ к спортивным матчам, большим концертам и прочим мероприятиям, на которые очень быстро заканчиваются билеты.

Принятый закон не только предусматривает отвественность за использование программного обеспечения для скупки билетов, но и запрещает их любую последующую перепродажу. Ответственными за совершение подобного преступления помимо владельца бота-скупщика становится любой человек, знавший о происхождении полученных билетов.

На сегодняшний день вторичный рынок билетов в США оценивается экспертами в 5 миллиардов долларов. В большинстве штатов билетная спекуляция не запрещена, однако даже там, где действует подобный запрет, он может быть легко обойдён: выезжая за пределы того субъекта, в котором был куплен билет, перекупщик формально перестаёт подпадать под его юрисдикцию и возвращается в рамки закона.

Один из крупнейших американских сервисов подобной направленности StubHub был основан в 2000 году, и уже через семь лет куплен eBay. По состоянию на 2016 год он является крупнейшей в мире площадкой продажи билетов, обслуживая более 16 миллионов уникальных посетителей в год. StubHub работает не только в Соединённых Штатах, но и в Великобритании и Германии, где её представительства были открыты в 2012 и 2015 году соответственно.

Рекламный биллборд StubHub в Бостоне

В США с перепродажей билетов преимущественно борется не государство, а частные компании. Одна из старейших корпораций в этой сфере — основанная в 1976 в Аризоне компания Ticketmaster — в 2009 году ввела систему проверки, требующую от пользователя предоставить при оплате билетов кредитную карту или удостоверение личности. Тот же документ должен быть предъявлен и на входе на мероприятие.

Минус подобной системы заключался в том, что если один человек покупал билеты на большую компанию, то он должен был присутствовать при каждой проверке Позднее эта проблема была решена введением системы передачи собственности через внутреннюю систему Ticketmaster. Сделано это было таким образом, чтобы закрепить билеты за определёнными людьми, не давая возможности перепродать их через сервисы вроде StubHub.

В соседней с Соединёнными Штатами Канаде перепродажа билетов запрещена только в двух крупных провинциях — Онтарио и Квебеке — и карается серьёзными денежными штрафами. В первом случае размер штрафа может составить до 5 тысяч долларов для частного лица и до 50 тысяч долларов для компании. Во втором, преступник должен будет заплатить от 1 до 2 тысяч долларов за первое нарушение и до 200 тысяч — в последующие.

Офицер британской полиции демонстрирует изъятые у спекулянтов билеты на футбольные матчи

В Великобритании незаконной является только перепродажа билетов на футбольные матчи. Ключевым условием, позволяющим перекупщикам перейти в легальную зону, является разрешение со стороны организаторов мероприятия. На сегодняшний день, большинство крупных билетных реселлеров (в том числе StubHub) имеют соглашения с футбольными клубами, что делает их деятельность абсолютно законной.

В России единая система борьбы с перекупщиками отсутствует. Организаторы мероприятий пытаются вводить собственные меры, которые иногда приводят к неожиданным последствиям. 15 декабря на входе в Третьяковскую галерею образовалась давка из желающих попасть на выставку шедевров Рафаэля и Караваджо из пинакотеки Ватикана. Попасть на мероприятие можно было только по заранее купленным именным билетам, которые были введены для борьбы со спекулянтами. Живая продажа билетов на новую выставку не предусматривалась.

По мнению балетного критика Лейлы Гучмазовой, которое она высказала в посвящённом открытию исторической сцены Большого театра интервью изданию The Village, большая часть мер, которые сегодня принимаются в России для борьбы с перекупщиками, являются лихорадочными.

Ощущение, что какой-то внятной схемы борьбы с перекупщиками пока нет и она не вырисовывается. Связано это ещё и с тем, что спрос по-прежнему превышает предложение. В нашей столице очень много людей, которые готовы платить совершенно невероятные деньги за то, чтобы сходить в Большой театр.

Лейла Гучмазова, балетный критик

По словам Гучмазовой, на нормализацию ситуации с билетными спекулянтами вряд ли приходится рассчитывать до тех пор, «пока публика не покультурнеет».

Как отмечает издание Republic, отсутствием результата обернулась и попытка внедрить в Московском планетарии систему, которая бы ограничивала количество продаваемых в одни руки билетов. По словам пресс-секретаря Московского планетария Анастасии Казанцевой, «спекулянты по нескольку человек отстаивают в очереди, покупают билеты как и все остальные, а потом перепродают». Таким образом перекупщики не только создают нехватку билетов, но и завышают их цену в два раза — с 500 до 1000 рублей.