Офтоп
Николай Чумаков

Итоги-2016: Музыкальные открытия года

Трудно подводить итоги года, который уносит за собой столько легендарных и великих музыкантов. В 2016 году мы потеряли Боуи, Принса, Лемми, Коэна, Лейка и многих других артистов, важных для истории. Однако за 12 месяцев вышло много необычных и хороших пластинок. Редактор TJ составил список главных по его мнению музыкальных открытий 2016 года, которые стали трендом и не забудутся в будущем.

Childish Gambino — Awaken, My Love!

В 2016 году о 33-летнем Дональде Гловере, выглядящим максимум на 25 лет, узнали многие. Он сыграл в сериале «Сообщество», запустил первый сезон своего шоу «Атланта», сыграл заумного гика в «Марсианине» и получил роль Лэндо Калриссиана в спин-оффе «Звёздных войн». Кроме того, многорукий, словно Шива, он пишет отменный хип-хоп под псевдонимом Childish Gambino.

Однако в последние пару лет о музыкальном амплуа Дональда было не слышно. Он выступал со стэндапами, играл в кино и сериалах, продюсировал личные проекты, но не выпускал новых композиций. А к концу 2016 года опубликовал альбом «Awaken, My Love!», ставший большим сюрпризом.

Поклонники «Чайлдиша» прослушали релиз и не услышали на нём и секунды речитатива. Гловер выточил памятник своему детству, в котором слушал много фанк-рока, грува и соула. Однозначно ритм-н-блюзовая пластинка полнится буйством инструментов, прерывающихся эмоциональными выкриками и шаманскими напевами.

Слушать в Apple Music

Thomas Mraz — May 13

Настоящее имя Томаса — Алмас, и он пишет романтическую и искреннюю синтетическую музыку. Парень родом из Уфы удивительно согласуется с той культурой, которая сейчас цветёт по другую сторону океана. Обладая ярким и сладким вокалом, он напевает гимн гедонизму и неудачной любви, формируя песни по стандартной куплетно-припевной схеме.

May 13 — его полноформатный дебют, пришедший на смену коротким куплетам и небольшим композициям, которые до этого Томас выкладывал в интернет. В 13 треках изложено многое, с чем сталкивается современный юноша: насмешка над занудными стариками, небольшое хвастовство, много секса и интерес к наркотикам. Его лирический герой — молодой, смелый и свободолюбивый путешественник, который не боится перемен и смеется над теми, кто сидит на одном месте.

Легкая поэзия с великолепным вокалом обрамлена грустной, но изобретательной музыкой. За 2016 год автор выпустил множество новых мелодий, а злоумышленникам даже удалось «слить» его осенний релиз в сеть. А когда делаешь такие открытия, то невольно грустишь, что на канадского Абеля нашёлся свой Дрейк, а на российского Алмаса — нет.

Слушать «ВКонтакте»

Rüfüs — Bloom

Австралийская группа Rüfüs невероятно популярна на родине. В 2013 году она выпустила альбом Atlas, который получил статус «золотого», а также был признан лучшим танцевальным релизом года. В остальном мире музыканты менее известны, но вот в России о них не знает практически никто, и очень зря.

В начале 2016 года у Rüfüs вышел второй альбом под названием «Bloom» — более энергичная, свободная и яркая итерация их творчества. Австралийцы не стали менять то, чего добились в прошлом: технологичная музыка с элементарной лирикой и затяжными хоровыми запевами сработала и в этот раз. Только настроение у пластинки слегка иное: под каждую композицию стоит танцевать или энергично передвигаться по городу, в то время как электронное прошлое команды было более расслабляющим. Вероятно, шаг в сторону танцевальной аудитории подарит им более широкую известность.

Пока стоит зафиксировать, что в мире современного электро есть не только Crystal Castles и Kraftwerk, но и отличная группа Rüfüs. Инди-поп с вкраплением синтезаторов и проникновенными стихотворениями о любви, конечно, можно послушать и лёжа на кровати. Но куда интересней под него рассекать пространство в ритмичном вальсе.

Слушать в Apple Music

Frank Ocean — Blonde

Фрэнк Оушен — главный скромник и перфекционист в современной музыке. Он не менее талантливый, чем Канье Уэст и уж точно такой же работоспособный, как «Future». Однако врождённое чувство такта и желание творить искусство не позволяют ему высказываться о политике или вступать в скандалы в Твиттере. Он и без этой мишуры может наделать шуму: анонсировать новый альбом, затянуть с его выпуском, напугать фанатов возможной отменой и таким образом стать музыкальным мемом.

В создании «Blonde» поучаствовали десяток именитых артистов, но никого из них вы почти наверняка не расслышите. Они шепчут, приговаривают и поют фоном, создавая у пластинки атмосферу истории, идущей с океанских глубин. Только вместо чарующей темноты — рассуждения Фрэнка о том, как будучи скучным взрослым сохранять в себе черты озорного ребенка. Стихотворная история рассказывает тебе о ностальгии и печали главного героя. А музыка представляет смесь ассиметричного темпа с барабанными лупами и необычными сэмплами.

Оушен записал альбом, который очень сложно прослушать за один подход, но невозможно не включить на повтор. Он спрятал сильный вокал за абстрактной формой, в результате чего пластинкой проблемно наслаждаться в компании друзей.

Слушать в Apple Music

Charles Bradley — Changes

Чарльз Брэдли — потрясающий человек. В отличие от всех темнокожих «новичков» он дебютировал не в 20 и даже не в 30 лет — его альбом вышел, когда музыканту было 63 года. До этого он успел поработать поваром в психиатрической больнице, пережить клиническую смерть и побыть двойником Джеймса Брауна. О насыщенной жизни Брэдли даже выпустили фильм, а пока он продолжает делать чувственную музыку.

В апреле состоялась премьера его третьей пластинки «Changes», которая по аналогии с названием действительно изменила многое. Чарльз обладает мужественным соул-вокалом, потрясным артистизмом и харизмой классического темнокожего певца старой школы. Ранее он казался немного неуклюжим и несостоятельным — таким «певцом для корпоративов». На новой пластинке Брэдли, видимо, понял, что теперь он знаменитость, и расслабился.

На третьем альбоме Брэдли в конечном счёте зазвучал по-своему. Он больше не двойник и не подражатель — он полноценный артист. Когда он запевает о любви и Америке, вокруг словно вновь 70-е: расовая сегрегация, отголоски Вьетнама, из магнитолы Pontiac звучит та самая песня группы The Animals.

Слушать в Apple Music

Грибы — «Дом на колёсах ч.1»

Если хотите узнать, как стать невероятно востребованным музыкантом в современной России, — спросите у «Грибов». Изначально продюсерский коллектив избежал, похоже, вообще всех ошибок типичной молодой группы: не стал заигрывать с аудиторией и играть по принятым правилам, а просто пришёл со своими заветами. То самое «Интро» слышали даже люди постарше, клип, бережно позаимствованный у Jay-Z, видели дети из школы по соседству, а на их концерт хочет каждая девушка в столичном клубе.

Перед декабрьскими выступлениями «Грибы» выпустили первую часть альбома с двусмысленным названием «Дом на колёсах». Те, кто называл их «группой одной песни», были посрамлены, оставшиеся получили набор безоговорочных хаус-хитов. «Грибные» тексты построены просто: слова для рифмы, фразы ради юмора, конструкции в жанровом стиле. При этом сугубо громкоголосые композиции разбавляют прохладная песня о любви с первого взгляда и пространный трек о торговле веществами.

Пока российская рэп-среда спорила о том, кто «перевернул игру», появились «Грибы» и стали однозначным открытием 2016 года. Музыкантам удалось найти что-то, по чему мы очень соскучились, и подать с юношеским запалом.

Слушать в Apple Music

Young Thug — No, My Name is Jeffery

Российскому слушателю эксцентричный рэпер Янг Таг известен как «тот парень, который тарабанит что-то непонятное в треке Stoner». Музыкант из Атланты перед микрофоном ведёт себя, как дикое животное — визжит, кричит, бубнит под нос, матерится и ежится. Вне студии он не менее интересный персонаж: Тага знают за пристрастие к ярким платьям и образам, и вызывающее поведение — совсем недавно он вышел на подиум модного показа и поправил воротник одной из моделей. Но это все пустое — творческая сторона Янга в 2016 году заметна идёт впереди остального.

Критиковать вышедший в сентябре микстейп «No, My Name is Jeffery» решительно невозможно. Таг, словно подражая любимым дизайнерам одежды, кроит и отрезает — меняет интервал бита, рычит и перемещает припевы. Со стороны это звучит как муки большого творца, лишенного гендерных предрассудков, рамок приличия и, кажется, способности говорить на человеческом языке. Даже люди с врождённым английским поймут не более трети строк Джеффри. Тем временем, в тексте полно забавных замечаний о политике, едких и немного сексистских шуток, а также много-много понтов.

«No, My Name is Jeffery» — увлекательная и необычная пластинка, с контрастными песнями и насыщенным летним звуком. В отличие от многих современных хип-хоп артистов, Таг не заигрывает с содержанием, а предпочитает давить формой. Он показывает, а не рассказывает: не ударяется в религиозные аллюзии и уж точно не включает на эдлибах хоровые напевы.

Слушать в Apple Music

Jez Dior — youthanasia

Достаточно редко дети музыкантов добиваются успехов на поле боя родителей, но у Jez Dior есть все шансы. Он родился в Лос-Анджелесе в семье Стива Диора — британского гитариста, хорошего друга Сида Вишеса из «Sex Pistols». Джез с 13 лет начал писать музыку и вкладывать в неё боль неполной семьи, сформировав необычный жанр «гаражного хип-хопа». В его первых работах словесные партии уместно смотрелись с мелодичной гитарой и даже грубыми барабанами. А грустная поэзия выражалась в криках и агрессивном речитативе.

В 2016 году Диор разразился мини-альбомом «youthanasia» из пяти композиций — по словам друзей, он всегда предпочитал качество количеству. Он сгладил углы в текстах, в прошлом подходящих для исповеди у психиатра, и смастерил пластинку для радио. К сожалению, она слегка затерялась за потоком отличных и разноплановых релизов года. Совершенно неправильно: Джез вовремя отказался от рок-н-ролла и создал качественное мелодичное произведение.

«youthanasia» — попытка Диора успокоить фанатов до выхода полноценного альбома. Чертовски ловкая попытка, с уместным гостевым куплетом, отточенной динамикой и умеренной громкостью в каждой композиции. Это преимущественно песни о любви с превосходным вокалом, немногословными и очень кроткими стихами и поразительным балансом во всем — особенно для 24-летнего парня.

Слушать в Apple Music

White Lung — Paradise

Жанр тяжёлой музыки в 2016 году пережил много потрясений из-за смертей великих творцов, но при этом выдал лучший год по количеству долгожданных релизов. Достаточно вспомнить работы от групп Modern Baseball, Architects или Big Business, а ведь были ещё воссоединение Guns N’ Roses и возвращения Blink 182 и Sum 41.

Но всех перепрыгнули женщины, воссиявшие над рок-сценой — это Эйнджел Олсен (Angel Olsen) и вокалистка панков White Lung. Альбом второй получился более смелым, правдивым и необычным по сравнению со всем, что выходило за эти 12 месяцев.

На четвёртом полноформатном релизе «Paradise» Миш Барбер-Уэй (Mish Barber-Way) срубает своим мощным вокалом подчистую всё в округе. В феврале 2016 года она говорила, что наконец-то стала довольна жизнью, и ей больше не на что злиться в своих песнях. И тут в мае выходит порция новых песен, пропитанных женским протестом: Вэй поднимает тему изнасилований, историю серийных убийц-женщин и напоминает о ненависти в СМИ. В уверенных текстах много честолюбия, при этом хватает идеологической независимости. Панковское желание вокалистки не отождествлять себя с феминистскими сторонниками сыграло на руку: строчки в композициях совсем не навязываются и не мутируют в пропаганду.

В музыкальном смысле White Lung преобразились в меньшей степени: гитарные партии по прежнему очень рваные, но вот барабаны вышли на первый план, что пошло на пользу. Группа стала напоминать Rise Against, только с более убедительными и откровенными песнями. Альбом получился не совсем таким, каким его хотели бы слышать фанаты, но зато показал, что панки сумели повзрослеть и вырасти в мировых артистов.

Слушать в Apple Music

Skepta — Konnichiwa

Благодаря лондонским мигрантам в России наконец-то можно открыто говорить о таком жанре, как грайм — тебя почти наверняка поймут. На всякий случай напомним: это как рэп, только под него можно слэмить на концертах. Амбассадором грайма в 2016 году стал лондонский рэпер Skepta, выпустивший, после затяжной паузы, четвёртый полноформатный альбом Konnichiwa. 12 треков повышенной убойности, которые можно читать как энциклопедию английской глубинки или поставить на всю громкость в машине.

«Скепта» — космополит: релиз его пластинки с японскими корнями сопровождал концерт в Токио при поддержке местных трэп-самородков, а клич о грайм-релизе докатился аж до «Пикника.Афиши». Эта неровная и бешеная пластинка — настоящий ребёнок современного хип-хопа: под него надо прыгать, жечь файеры и выпускать из себя демонов ненависти.

Автор огрызается, кроет матом всех, кто в него не верил, а интерлюдии с шумом Лондона и диалогами о наркотиках задают атмосферу современного грайма.

Слушать в Apple Music

Если вашего любимого альбома нет в списке, то это хороший повод его переслушать,
Николай Чумаков,
TJ