Офтоп
Николай Чумаков

Ретроспектива: Как ситуация с отравлениями суррогатным алкоголем повторилась спустя 10 лет

16 декабря в Иркутске начались случаи отравления косметическим средством «Боярышник». За следующие пять дней от суррогатного алкоголя скончались 60 человек, ещё 41 находятся в больнице. Подобная трагедия уже происходила в 2006 году: тогда в Иркутской области отравились более 1600 человек, из которых умерли 60.

Фото РИА «Новости»

Массовые отравления в регионах

О повторении трагичного случая вспомнил в своём фейсбуке пользователь Андрей Думлер (Andrey Dumler), обративший внимание на публикацию издания «Номер-один» из города Улан-Удэ.

Авторы материала сообщили, что в 2006 году в Иркутской области случилась эпидемия токсического гепатита — заболевания, которое вызывает употребление спиртосодержащих косметических средств. Многие отравились контрафактной водкой, которую делают на основе токсических веществ из антисептиков или лосьонов.

На самом деле в октябре 2006 года эпидемия отравлений некачественными косметическими препаратами началась по всей России. Об этом в обзорном материале от 27 октября рассказало издание «Лента.ру».

По России массовые отравления отмечены в 12 регионах.

В Белгородской области число отравившихся превысило 900 человек, из которых умерли 44 пациента, что вывело регион в своеобразные лидеры.

из материала «Ленты.ру»

Другими регионами с самым большим числом отравившихся стали Иркутская (27 человек скончались), Челябинская (34 человека скончались) и Кировская (21 человек скончался) области. В Кемеровской области за год зарегистрировали две тысячи случаев отравления суррогатным алкоголем. Пик смертности в 2006 году пришёлся на новогодние праздники.

Пациенты признались, что пили не только дезинфицирующие средства, но также технический спирт, спиртовые растворы и кожные антисептики. Большинству был поставлен диагноз токсический гепатит, который трудно лечится и развивается в течение двух месяцев.

Фото ТАСС

В октябре 2006 года в Псковской области объявили режим чрезвычайной ситуации после 15 смертей. В декабре 2016 года в Иркутской области такое решение приняли только после 33 жертв случаев смертельного отравления «Боярышником».

Реакция властей

Реакция властей тогда и сейчас была примерно одинаковой. В 2006 году Генпрокуратура обязалась взять под контроль предприятия, производящие спиртосодержащие косметические средства. В 2016 году МВД по Иркутску возбудило уголовные дела в отношении к 11 продавцам суррогатного алкоголя.

Однако в других ведомствах мнения с разницей в 10 лет о том, кто виноват, разделились. Глава Счётной палаты Сергей Степашин в 2006 году заявил, что произошедшее — следствие «несогласованной работы Минэкономразвития, Минсельхоза, Минфина, ФСБ, ФНС, ФТС». В 2016 году глава Роспотребнадзора Анна Попова высказала мнение, что пострадавших жителей Иркутска кто-то намеренно приучал к употреблению «Боярышника».

В 2006 году на ситуацию обратил внимание первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев, который курировал выполнение нацпроектов по указанию президента Владимира Путина. Одним из таких проектов была программа «Здоровье», предусматривающая повышение квалификации и улучшение условий труда для всех сотрудников здравоохранения.

Если этими проблемами не заниматься, то никаких целей национальный проект «Здоровье» не достигнет.

Дмитрий Медведев, первый вице-премьер РФ, 2006 год

В 2016 году случай массового отравления также прокомментировал Дмитрий Медведев, но уже в статусе премьер-министра РФ. Спустя 10 лет после первого заявления он объявил, что в России существует «тяжёлая проблема» с продажей спиртосодержащей продукции.

Все это фасуется в довольно значительные ёмкости, продается иногда через автоматы. Это полное безобразие, и очевидно, что этому нужно положить конец, просто запретить оборот такого рода препаратов.

Дмитрий Медведев, премьер-министр РФ, 2016 год

Фото РИА «Новости»

Предложения по решению проблемы

В 2006 году в качестве решения проблемы предлагали ввести госмонополию на средства, содержащие этиловый спирт. С инициативой выступил спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Он же повторил своё предложение спустя четыре года.

Вопрос снова стал активно обсуждаться в 2016 году: в июле в Госдуму внесли подобный законопроект, который подразумевает, что производить технический спирт смогут только компании с преобладающей частью государственных денег в уставном капитале.

Отравления в 2006 или 2016 годах — не единственные случаи, когда суррогатный алкоголь поражал целые регионы России. В 2004 году в Волгоградской и Оренбургской области, а также Красноярском крае были зафиксированы смертельные случаи отравления. Тогда в одном только городе Орске (Оренбургская область) от отравления скончались 87 человек.

Пик смертности пришёлся на 2003 год, когда жертвами отравления по всей России стали 45 тысяч человек. Минимальное число пострадавших зарегистрировано в 1998 году — 26 тысяч жертв. Получается в среднем около 500 человек в неделю умирало от суррогата в минимальный год и 865 человек в неделю в рекордный.

Как в 2008 году отмечал «Коммерсантъ», правоохранительные органы намерены ужесточить наказания за продажу контрафактной продукции. По мнению издания, жертвы покупали недоброкачественный алкоголь не в магазинах, а у подпольных продавцов.

При этом призывы навести порядок на рынке алкогольной продукции не имеют никакого отношения к эпидемии отравлений. Пострадавшие покупали отраву не в магазинах, а у подпольных распространителей — а в Иркутске отравившиеся, по оперативным данным, и вовсе разграбили стоявшую на путях железнодорожную цистерну.

Исправлять ситуацию путем наведения порядка на рынке — это примерно то же самое, что строго проверять грибные консервы из-за повального отравления грибников мухоморами.

из публикации газеты «Коммерсантъ»

Издание обратилось за комментарием к врачам из пострадавших регионов, чтобы узнать у них, насколько ситуация в 2006 году отличалась от того, что было раньше. Работники здравоохранения признались, что впервые столкнулись с эпидемией таких масштабов. Они также поддержали введение госмонополии, но помимо этого обратили внимание на то, что стоит ограничить или прекратить продажу некоторых спиртосодержащих технических средств.

Я не против введения госмонополии на алкоголь, если это подействует. Но главное, должно быть прекращено производство веществ, которые неизвестно для чего выпускаются. Например, «Трояр» или «Троя». Написано, для ванн. Но это же смешно! Кроме как для питья, эту жидкость ни для чего не используют. Или стеклоочиститель «Кристалл» в пятилитровой бутыли. Им разве что небоскрёбы мыть.

Юрий Зубнин, врач-токсиколог

В 2016 году в некоторых городах появились автоматы «Боярка» или «Боярин», в которых любой желающий может приобрести флакон с спиртосодержащими косметическими средствами за 20-30 рублей.